Финансовая безопасность предприятия: ключевая стратегия

Стратегическая цель и задачи обеспечения финансовой безопасности финансовых организаций        (стр.                 170-175)

Сущность и содержание финансовой безопасности

Определение 1

Механизм обеспечения финансовой безопасности РФ — это система органов и учреждений, закрепленная на законодательном уровне и ориентированная на создание условий для устойчивого развития и стабильной работы государственной финансовой системы, а также выявление, противодействие и предотвращение угроз в сфере финансовой безопасности.

Финансовая система является главной частью экономики и основой экономических процессов. В то же время, финансовая система — самое уязвимое место, которое может использоваться преступными элементами. Российская правовая система, регламентирующая финансовую сферу, во многом не согласуется с международными соглашениями и мировой практикой. Недостаточно проработаны такие правовые институты:

Статья: Механизм обеспечения финансовой безопасности РФ

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

  • взаимодействие между банковской системой и государственными органами валютно-финансового и банковского контроля,
  • формирование резервной системы для банков,
  • обеспечение гарантий по вкладам, в том числе государственных,
  • государственное управление фондовыми рынками,
  • государственные требования к эмиссии и финансовому обеспечению ценных бумаг,
  • разграничение компетенции федерации и её субъектов в налогово-бюджетной и банковской сфере.

Под финансовой безопасностью понимают систему процессов и отношений, включающих в себя бюджетную, кредитную, денежную, валютную и налоговую систему. Ключевыми сегментами финансовой безопасности являются:

  • валютно-денежный,
  • налогово-бюджетный,
  • кредитно-банковский,
  • внебюджетные фонды.

Определяющим фактором экономической эффективности государства выступает его способность к защите своих экономических интересов на международных рынках и обеспечению независимой экономической политики.

В настоящее время в российской экономике нарастают негативные экономические процессы, в первую очередь, это касается финансово-экономических отношений. Среди причин можно отметить недостаточно эффективный финансовый контроль и неполное использование рыночных механизмов в ходе регулирования финансовой системы. Для российской экономики характерны низкий уровень налоговой и бюджетной дисциплины, неэффективное использование муниципальных и государственных финансов, значительный уровень дохода от капитала. Неадекватность финансового регулирования приводит к коррупции и криминализации финансовых отношений.

Финансовая безопасность

Финансовая безопасность – понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне.

На макроуровне финансовая безопасность – способность государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на внутренние и внешние отрицательные финансовые воздействия.

Финансовая безопасность отражает состояние и готовность финансовой системы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточных для поддержания необходимого уровня экономической и военной безопасности страны.

Финансовая безопасность достигается деятельностью в финансовой сфере и в сопряженных с ней сферах: денежно-кредитной, экономической, социальной, международно-финансовой и т. д.

Поэтому концепция и стратегия финансовой безопасности должны находить отражение в концепции и государственной стратегии экономической безопасности, в экономической, бюджетной и денежно-кредитной политике и т. п. Стратегия финансовой безопасности должна также обеспечивать достижение основных целей национальной безопасности

Основные цели и задачи обеспечения финансовой безопасности государства:

– определение факторов, влияющих на финансовую и производственную деятельность, их формализация;

– построение системы ограничений, ликвидирующих неумышленное и предумышленное воздействие.

Создание системы финансовой безопасности – эвристический процесс, заключающийся в решении многокритериальных задач, требующих участия высокопрофессиональных специалистов в различных областях.

В связи с тем, что имеются угрозы финансовой безопасности, которыми выступают неустойчивость финансовой системы, слабое развитие инфраструктуры фондового рынка, рост внутреннего и внешнего долга, кризис инвестиционной сферы, низкая эффективность бюджетно-налоговой системы, дисбаланс в динамике макроэкономических показателей, то для обеспечения финансовой безопасности необходимо создание таких условий функционирования финансовой системы, при которых практически исключается возможность злоупотребления финансовыми средствами и переориентации финансовых потоков в незакрепленные законодательством сферы их использования. При этом экономические отношения должны быть сформированы таким образом, чтобы была возможна концентрация государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения возложенных на государство задач и функций.

Экономическая безопасность – фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. Экономически эффективное государство – это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции.

Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации» в России принята и одобрена доктрина, которая определяет цели и объекты государственной стратегии экономической безопасности.

Как сказано в Государственной стратегии экономической безопасности: «…устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, рынка ценных бумаг, снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности».

В Государственной стратегии экономической безопасности собственно финансовые ее аспекты освещены явно недостаточно (вопросы финансовой системы упомянуты лишь вскользь и далеко не полно).

Уровни финансовой безопасности

После того, как специалист производит расчет фактических показателей, сравнивает их с нормативами, можно определить текущий уровень финансовой безопасности. Уровни можно разделить следующим образом: 

  • нормальный – показатели приближены к нормативам, используемый потенциал предприятия или организации, соответствует нормативам загрузки оборудования, никаких мер принимать не нужно;

  • предкризисный – некоторые показатели отклонены от нормативов в худшую сторону, но при этом остальные показатели в норме, не утрачены технические возможности. При этом необходимо быстро разработать план финансового оздоровления организации. 

  • кризисный – большинство показателей отклоняются от нормы, происходит спад производства, утрачивается потенциал, ограничивается технический ресурс. Необходимо разработать и внедрить систему антикризисного управления, разработать методы и средства выхода из кризиса, выяснить причины ухудшения финансового состояния. 

  • критический уровень – фактические значения показателей кардинально отличаются от нормативов в худшую сторону, организация становится несостоятельной. В данном случае происходит инициация процедуры банкротства. 

Статьи по теме

Публично-правовые науки Страницы: 15-21 DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-1-15-21 Выпуск №35446
Факторы развития единой системы публичной власти в Российской Федерации
Советов Денис Игоревич
Макаров Егор Эдуардович

публичная власть
финансовая безопасность
финансовый суверенитет
угрозы
единая система публичной власти

Подробнее

2. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ 08.00.10 Страницы: 49-55 Выпуск №15984
Интеграционный потенциал российской национальной платёжной системы в контексте финансовой безопасности России и Турции
Шангараев Руслан Насимович

Россия
Турция
дедолларизация
финансовая безопасность
национальная платёжная система

Подробнее

3. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.10) Страницы: 60-65 Выпуск №12273
ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ФОНДОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Дрегнин Олег Евгеньевич
Подколзина Ирина Михайловна

фонд национального благосостояния
финансовая безопасность
российская экономика
инновационная деятельность
финансовый кризис

Подробнее

4. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04) Страницы: 84-89 Выпуск №18617
Роль и значение базовых стандартов финансовых организаций (финансово-правовые аспекты)
Карташов Александр Викторович

финансовый рынок
финансовая услуга

базовые стандарты финансовых организаций
финансовая организация
некредитная финансовая организация

Подробнее

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Страницы: 134-140 Выпуск №24067
Проблемы функционирования экономико-правового механизма денежного обращения в Российской Федерации
Анищенко Александр Владимирович
Выборный Александр Андреевич

финансовая безопасность
финансовый суверенитет
денежное обращение
экономико-правовой механизм
трансформация

Подробнее

11. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Страницы: 103-108 Выпуск №7806
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОТ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ
Савенков Александр Николаевич

уголовная политика
киберпреступность
киберугрозы
финансовая безопасность
информационная безопасность

Подробнее

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03 Страницы: 127-130 Выпуск №14694
СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Тория Р. А.

экономическая безопасность
финансовая безопасность
финансовое право
финансовая политика
economic security

Подробнее

10. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ Страницы: 123-126 Выпуск №10327
Характеристика субъекта состава преступления, предусмотренного ст. 172. 1 УК РФ
Зоров Петр Михайлович

субъект преступления
финансовая организация
фальсификация документов
банкротство

Подробнее

7. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО, КРИМИНОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08) Страницы: 125-127 Выпуск №9342
ОТГРАНИЧЕНИЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ФИНАНСОВЫХ ДОКУМЕНТОВ И ОТЧЕТНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА
Зоров Петр Михайлович

преступление
финансовая организация
фальсификация документов
финансовые документы учета
квалификация

Подробнее

6. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО, КРИМИНОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08) Страницы: 166-169 Выпуск №11851
Некоторые особенности объективной стороны фальсификации финансовых документов учета и отчетности финансовой организации
Зоров Петр Михайлович

банкротство
финансовая организация
фальсификация документов
объективная сторона

Подробнее

Цели и задачи финансовой безопасности

Основная цель работы специалиста по финансовой безопасности – это обеспечить стабильное и продолжительное развитие предприятия. К этому можно добавить следующие пункты: 

  • обеспечить финансовую независимость, эффективность и стойкость предприятия; 

  • обеспечить технологическую независимость и за счет этого поддерживать технологическую конкурентоспособность; 

  • обеспечить эффективность, организованность и оптимальность менеджмента; 

  • следить за тем, чтобы у персонала была достаточно высокая квалификация и интеллектуальный потенциал;

  • обеспечить правовую защищенность всей деятельности предприятия; 

  • обеспечить информационную защиту и защиту коммерческой тайны.

Посмотрите, из каких моментов складывается финансовая безопасность – это не только экономическая составляющая, но и человеческие ресурсы, юридическая сфера и др. 

Да, работу специалиста по финансовой безопасности скучной точно не назовешь! Давайте перечислим, какие основные задачи решает этот специалист: 

  • обеспечение необходимым количеством финансовых ресурсов, необходимых для расширения производства и т. п.; 

  • определение проблемных областей в деятельности организации; 

  • расчет внутренних и внешних рисков; 

  • прогнозирование и предотвращение финансовых кризисов. 

Методики анализа финансовой безопасности организации

Как же вовремя выявить существующие или возможные угрозы финансово безопасности? Есть ряд специальных аналитических методик, которые помогают специалистам диагностировать финансовое состояние бизнеса. 

Метод оценки динамики основных индикаторов

Используя этот метод, специалист проводит анализ динамических индикаторов, сравнивая их значения за прошлый и текущий период. Индикаторы – это ряд специальных финансовых показателей, которые можно использовать для оценки финансовой безопасности. К ним могут относиться такие показатели, как инфляция, рентабельность, монетизация и др. 

Метод оценки пороговых значений

По многим финансовым показателям (индикатором) существуют специальные нормативы. Используя метод оценки пороговых значений, можно сравнить фактическое состояние индикаторов с существующими нормативами. 

Метод среднеотраслевых индикаторов

Специалист сравнивает фактические показатели организации со средними показателями, которые есть у других организаций в этой же отрасли. Выбор метода оценки зависит от специфики данной организации, цели и задач анализа финансовой безопасности, наличия требуемой информации и т. д.

SWOT-анализ

С помощью этого вида исследования можно оценить всю организацию в целом или отдельно взятый производимый продукт (услугу). В ходе анализа оцениваются сильные и слабые стороны организации, преимущества и недостатки, определяются внешние риски, на основе полученных данных разрабатывается стратегия дальнейшего развития. 

Показатели финансовой безопасности

В процессе оценки финансовой безопасности необходимо учитывать динамику определенных показателей, сравнивая фактические цифры с нормативами. Что же относится к показателям (индикаторам), которые использует специалист по финансовой безопасности: 

  • финансовая независимость; 

  • финансовая устойчивость; 

  • маневренность собственных средств; 

  • финансирование;

  • капитализация; 

  • обеспеченность собственными оборотными средствами; 

  • абсолютная ликвидность; 

  • критическая ликвидность; 

  • текущая ликвидность; 

  • рентабельность активов;

  • рентабельность собственного капитала; 

  • чистая рентабельность продаж.

Каждый из этих показателей может характеризовать ту или иную сторону деятельности организации. Сравнивая их в динамике, можно сделать выводы о тенденциях развития бизнеса. Эти показатели высчитываются по специальным формулам. 

Методы обеспечения финансовой безопасности

Чтобы обеспечить финансовую безопасность страны, применяют комплекс методов и мер. Большинство из них ориентированы на внешние экономические отношения, а также на внутренние финансовые отношения в стране и регионах. В качестве примеров можно привести следующие методы:

  • лимитирование иностранного участия в капиталах отечественных организаций,
  • отраслевые ограничения, в частности, запрет или ограничение доступа для зарубежных инвестиций в особо важные отрасли,
  • санкции в адрес компаний, искажающих конкурентную среду, проводящих ограничительного деловую политику,
  • поддержка отечественных производителей: требования по использованию местных компонентов, передаче технологий,
  • формирование эффективных систем контроля за привлечением и использованием иностранных заимствований.

Эти методы служат для обеспечения финансовой защищенности как экономики страны в целом, так и действующих в ней крупных корпораций.

Система финансовой безопасности РФ

В структуре механизма финансовой безопасности можно выделить следующие компоненты:

  • правовой, представленный совокупностью нормативно-правовых актов в сфере финансового обеспечения,
  • институциональный, который может быть определён как система государственных учреждений и органов, отвечающих за обеспечение финансовой безопасности,
  • инструментальный, представляющий собой набор методов и средств обеспечения финансовой безопасности.

В рамках системы государственных органов, предназначенных для обеспечения финансовой безопасности, можно выделить два уровня: региональный и федеральный. На каждом из них применяется собственный инструментарий обеспечения финансовой безопасности.

Важная роль в рамках государственно-правового механизма финансовой безопасности отводится механизму финансового контроля. Органы финансового контроля предназначены для борьбы с финансированием терроризма и отмыванием денег. В России применяется система организационных и законодательных мер, базирующихся на международных соглашениях, направленных на борьбу с отмыванием доходов, исключение возможности легализация доходов, которые были получены преступным путём.

Во главе системы, обеспечивающей финансовую безопасность государства, находится президент. Задача президента — обеспечение гармонизации и повышение эффективности взаимодействия между входящими в систему государственными органами. В рамках компетенций президента можно выделить два направления:

  • формирование системы государственных органов, которые обеспечивают финансовую безопасность страны,
  • законодательная поддержка.

Ответственность за создание условий для осуществления президентом указанных полномочий возлагается на Администрацию президента.

Координационные функции при обеспечении национальной безопасности, в том числе и финансовой, возложены на Совет Безопасности Российской Федерации.

Органом законодательного управления финансами выступает Федеральное Собрание.

Федеральному собранию подотчетна Счетная палата — постоянно действующий орган государственного финансового контроля.

Контроль за функционированием органов финансовой безопасности возложен на верховный исполнительный орган — Правительство Российской Федерации.

Отдельные функции, связанные с обеспечением финансовой безопасности, возложены на министерства, ведомства, федеральные службы

Самой важной из организаций является Министерство финансов. Этот орган исполнительной власти отвечает за разработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и их нормативно-правовое регулирование

Особая роль отводится центральному банку. Центральный банк наделен властью в сфере организации и контроля денежно-кредитных отношений. В частности, Центральный банк контролирует функционирование коммерческих банков. Центральный банк выдает лицензии на проведение банковских операций, регистрирует и проверяет банковские учредительные документы, контролирует текущую деятельность банков.

Угрозы финансовой безопасности организации

Угроза финансовой безопасности – это проявление негативного воздействия внешних или внутренних факторов, которое приводит к экономическому ущербу организации. Условно их можно разделить на внешние и внутренние. Предотвратить внешние угрозы невозможно, поскольку их появление не зависит от деятельности организации. Но можно и нужно разработать систему защитных мер, которые позволяют снизить или свести на нет негативное воздействие. Внутренние же угрозы возникают из-за деятельности организации (ошибки в управлении, необдуманные покупки и т. д.). 

К внешним угрозам можно отнести следующее: 

  • макроэкономический денежный и финансово-кредитный кризис; 

  • революции, государственные перевороты, кризис в политической власти, управления страной; 

  • изменение процентных ставок кредитования организации; 

  • нестабильный валютный курс, ограничения в продаже или покупке валюты; 

  • природные катастрофы; 

  • войны; 

  • высокая криминогенность; 

  • нехватка инвестиций; 

  • недостаточность нормативно-правовой базы; 

  • высокая инфляция. 

Теперь перечислим внутренние угрозы финансовой безопасности: 

  • ошибки в управлении, отсутствие долгосрочного планирования; 

  • слабое маркетинговое продвижение; 

  • отсутствие финансового планирования; 

  • неликвидность активов организации; 

  • ошибочная ценовая политика; 

  • устаревшее технологическое оснащение; 

  • отсутствие необходимой квалификации у персонала; 

  • утечка коммерческой информации, отсутствие или плохая работа службы безопасности; 

  • несоблюдение договорных или контрактных обязательств, низкий уровень репутации. 

Опять подтверждается то, о чем в статье говорилось выше – финансовая безопасность касается не только финансов, но и всего, что происходит в организации. Соответственно, финансовая безопасность является основой для эффективной работы и перспективного развития. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: