Оптимизация затрат на услуги: базовые нормативы и коэффициенты

Финансовые аспекты закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

Правовая основа.

Прежде всего, остановимся на единых правилах применения нормативов затрат, установленных на общефедеральном уровне. В силу п. 4 ст. 69.2 БК РФ эти правила таковы.

  1. Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, местной администрацией.

  2. Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в указанном выше порядке, с соблюдением общих требований, определенных отраслевыми федеральными органами исполнительной власти.

Иными словами, субъекты РФ и муниципальные образования, устанавливая собственные порядки финансового обеспечения выполнения государственных (муниципальных) заданий, должны руководствоваться общефедеральными правилами. Например, при разработке региональных правил расчета нормативных затрат на оказание услуг учреждениями культуры субъекта РФ надо опираться на общефедеральные правила расчета, установленные Минкультуры. В них, в частности, говорится, что нормативы затрат на государственные (муниципальные) услуги в сфере культуры на любом уровне (федеральном, региональном, муниципальном) должны определяться на основе базового норматива затрат на оказание услуги и корректирующих коэффициентов к нему.

Согласно общефедеральным требованиям базовые нормативы и названные коэффициенты устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по отношению к федеральным учреждениям культуры, исполнительными органами власти субъектов РФ по отношению к региональным учреждениям, муниципальными органами по отношению к муниципальным учреждениям.

Корректирующие коэффициенты могут быть территориальными и отраслевыми.

Территориальные призваны учитывать специфику учреждений, находящихся на разных территориях страны (очевидно, что затраты на оказание одной и той же услуги будут выше в районах Крайнего Севера по сравнению с условиями черноморского побережья) или на разных территориях больших регионов, в которых неодинаковы природные и иные условия. Также территориальные коэффициенты отражают социально-экономическую специфику территорий. Например, для федеральных образовательных учреждений, находящихся в Чукотском автономном округе, территориальный коэффициент, учитывающий средний уровень зарплаты в регионе, равен 4,595 (наибольшее значение), а для таких же учреждений в Республике Дагестан – 1 (наименьшее значение).

Территориальные коэффициенты могут разниться и в пределах одного субъекта РФ. Так, в Республике Коми в отношении государственных учреждений здравоохранения, находящихся в республиканской столице Сыктывкаре, применяются такие коэффициенты: на оплату труда – 1,7; на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества – 1. А в отношении учреждений здравоохранения, находящихся в Воркуте (территория, относящаяся к районам Крайнего Севера), значения коэффициентов выше – 2,4 и 1,25 соответственно. А вот на уровне муниципальных образований такие коэффициенты, как правило, не применяются (либо значение коэффициента просто равно 1) – в силу того, что каких-то значимых территориально обусловленных различий между учреждениями нет.

В свою очередь, отраслевые коэффициенты предназначены для учета организационно-содержательной специфики оказания услуг. К примеру, судя по таким коэффициентам, установленным для федеральных учреждений по услуге «Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта, вид спорта «Гольф», подготовка по минигольфу обходится дороже, чем по простому гольфу: применяется коэффициент 1,1 (см. сноску 2 к настоящей статье). А бывает и так, что к каждому отдельному учреждению применяется индивидуальный отраслевой корректирующий коэффициент. В частности, такая ситуация сложилась в отношении государственных учреждений здравоохранения в Республике Коми (см. сноску 3).

Письмо Минфина России от 24 декабря 2018 г. N 09-07-08/94048 О финансовом обеспечении выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственными (муниципальными) учреждениями

25 января 2019

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими вопросами о разъяснении положений бюджетного законодательства Российской Федерации в части порядка финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственными (муниципальными) учреждениями (далее — государственное (муниципальное) задание) сообщает.

Согласно положениям пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения государственными (муниципальными) учреждениями государственного (муниципального) задания, осуществляется посредством предоставления бюджетным или автономным учреждениям из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета субсидии, объем которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

В соответствии с положениями статьи 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и части 2.2 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» уменьшение объема субсидии, предоставленной бюджетному или автономному учреждению на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении показателей государственного (муниципального) задания.

Кроме того, в соответствии с положениями части 17 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и части 3.15 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидии на государственное (муниципальное) задание используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного или автономного учреждения для достижения целей, ради которых это учреждение создано, при условии выполнения государственного (муниципального) задания (достижения показателей, установленных государственным (муниципальным) заданием).

Уменьшение суммы субсидии, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и учреждением, без соответствующего изменения государственного (муниципального) задания в течение срока его выполнения, также как и по окончанию года при условии выполнения учреждением показателей, установленных государственным (муниципальным) заданием, противоречит вышеуказанным нормам законодательства Российской Федерации, несмотря на отсутствие у учреждения задолженности по оплате обязательств (кредиторской задолженности) на конец отчетного года.

 
 
А.М. Лавров

Особенности финансового обеспечения государственных и муниципальных закупок

Финансовое обеспечение государственных и муниципальных закупок определяется правовым режимом бюджетных средств и возможностью их использования. К числу таких особенностей можно отнести:

  • во-первых, исключительно целевой характер бюджетных средств и их предназначенность для реализации публичного интереса. Публичные интересы характеризуются общечеловеческим назначением, доступностью и принадлежностью всем людям вне зависимости от их социального статуса. Публичные интересы относятся к субъектам численно неопределенной совокупности людей, за счет включения в ее состав даже будущих поколений. Потребности общечеловеческого характера, которые лежат в основе публичных интересов, обуславливают преемственность субъектов их обладания, состояние постоянного обновления персонального состава. Условием реализации частных интересов выступает реализация публичных интересов;
  • во-вторых, распоряжение средствами бюджета осуществляется только публичными субъектами через его утверждение. Расходование средств бюджета на нужды государственного и муниципального управления является объективной необходимостью, соседствующей с действиями органов государственного и муниципального управления, должностных лиц этих органов от имени и в целях государственного управления, а также муниципального управления.

Государство осуществляет воздействие на поступки должностных лиц и органов государственной и муниципальной власти по осуществлению расходования государственных и муниципальных денежных средств. Расходные полномочия государственной или муниципальной власти реализуются через систему органов государственного и муниципального управления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений. Бюджетные средства выступают в качестве основного инструмента перераспределения национального дохода, государственные и муниципальные власти направляют эти средства на первоочередные нужды общества. Именно бюджетные средства выступают в качестве основного источника финансирования задач и функций государственного и муниципального управления, мероприятий, обеспечивающих реализацию государственной и муниципальной политики.

Осуществление государственных и муниципальных закупок товаров, работ, услуг осуществляется в рамках бюджетных ассигнований, выделенных для этих целей. Государственные и муниципальные закупки подразумевают необходимость обеспечения максимально эффективного использования бюджетных средств за счет выбора лучшего предложения среди предложений поставщиков. Открытость системы государственных и муниципальных закупок способствует рационализации и оптимизации выбора конкретного поставщика.

Замечание 1

Государственные и муниципальные органы власти, государственные и муниципальные предприятия и организации не имеют права расходовать бюджетные средства на решение нецелевых задач. В связи с этим в финансовом обеспечении государственных и муниципальных закупок особое место занимает контроль за расходованием бюджетных средств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: