Тема 5. Содержание и принципы организации финансов предприятия
1.Сущность финансов предприятия и их роль в
национальной финансовой системе.
2.Функции и принципы организации финансов
предприятия.
3.Финансовый механизм предприятия.
4.Государственное регулирование финансов
предприятий.
После изучения темы должны быть приобретены следующие
знания:содержание,
функциональные особенности и основные виды финансовых отношений предприятия;
принципы организации финансов предприятия; основные элементы финансового
механизмапредприятия.
Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих
понятиях:
финансы предприятия; финансовая система; финансовый механизм; финансовые
методы; финансовые инструменты. Теоретический материал темы 5
Теоретический материал темы 5
Финансовый механизм предприятия
Финансовый механизм представляет собой
совокупность форм и методов управления финансами предприятия.
Финансовый механизм состоит из двух подсистем: управляющей
и управляемой.
Субъектом управления, т.е. управляющей подсистемой финансового механизма,
являются финансовая служба, а также финансовые менеджеры. В качестве основного объекта управления, выступает денежный
оборот предприятия как непрерывный поток денежных выплат и поступлений,
проходящих через расчетные и другие счета.
Основные
составляющие финансового механизма: финансовые отношения, финансовые методы,
финансовые инструменты, финансовые показатели.
Финансовые методы– это
методы управления финансами предприятия. К ним относятся: методы финансового
планирования, финансового учета, финансового анализа, финансового
регулирования, финансового контроля и др.
Финансовые инструменты – это любые
договора, из которых возникают финансовые активы для одного предприятия и
финансовое обязательство или инструмент капитального характера для другого
предприятия, т.е. документы, являющиеся свидетельством долга, при продаже
которых продавец обеспечивается финансированием. Выделяют первичные инструменты: дебиторская и
кредиторская задолженности, акции, облигации, векселя; и производные (вторичные) инструменты:
финансовые опционы, фьючерсы, форварды, процентные и валютные свопы.
Посредствамсистемы финансовых
показателейпринимаются
соответствующие управленческие решения. Финансовые показатели используются при
анализе, планировании, управлении финансами предприятия и разделяются на
следующие группы:
·показатели оценки имущественного состояния;
·показатели ликвидности и платежеспособности;
·показатели структуры капитала;
·показатели состояния оборотных средств;
·показатели рентабельности и др.
Для отдельных финансовых показателей устанавливаются нормы
и нормативы. Эти нормативы рассчитываются исходя из определенных критериев.
Нормы и нормативы утверждаются как государственными органами, так и могут
разрабатываться предприятиями самостоятельно. К первой группе относятся нормы
амортизационных отчислений, ставки (нормы) уплаты отдельных налогов в бюджет и
платежей во внебюджетные фонды, учетная ставка Центрального банка и т.п. Вторая
– нормы и нормативы, регламентирующие отдельные элементы финансовых отношений
предприятия.
Государственное регулирование финансов предприятий
Государственное регулирование финансов предприятий является
существенным условием их функционирования. Основные способы государственного
регулирования финансов предприятий:
·определение организационно-правовых форм ведения бизнеса;
·определение условий формирования и изменения величины уставного капитала
предприятий;
·установление правил формирования и использования денежных фондов и
резервов предприятий;
·регулирование взаимодействия предприятий и финансового рынка;
·определение стандартов финансового учета и отчетности предприятий;
·определение принципов и режимов налогообложения предприятий;
·регулирование учетной ставки процента и др.
Одним из наиболее эффективных экономических методов
государственного регулирования финансов предприятия является налогообложение.
Если все предприятия, как правило, выступают плательщиками
налогов в бюджет, то только некоторые из них получают из бюджета дотации и
ассигнования на капитальные вложения, к ним, в частности, относятся предприятия
агропромышленного комплекса, угольной промышленности. Некоторые мероприятия
финансируются из республиканского бюджета в рамках целевых государственных
программ и инвестиций –
финансирование конверсируемых
предприятий оборонного комплекса, программы санации и закрытия шахт. Часть
средств республиканского бюджета направляется предприятиям через специальные
фонды – фонд
поддержки предпринимательства, фонд финансовой поддержки энергетики и
электрификации.
Параллельно с бюджетом функционирует система
государственных внебюджетных фондов социального и производственного назначения,
аккумулирующих значительные финансовые ресурсы. Объем этих ресурсов по
отношению к доходам консолидированного бюджета составляет не менее половины.
Большая часть этих финансовых средств перечисляется в централизованные
внебюджетные фонды, остальные средства остаются в распоряжении предприятий. К
внебюджетным фондам производственного назначения относятся фонды финансирования
отраслевых и межотраслевых научно-исследовательских работ и мероприятий по
освоению новых видов продукции, создаваемые в министерствах, ведомствах,
концернах, ассоциациях за счет отчислений предприятий; дорожные фонды РФ,
формируемые за счет специальных налогов, взимаемых с предприятий и включаемых в
себестоимость продукции, и др.
Значительная
часть финансовых ресурсов аккумулируется в фондах социального назначения. К ним
относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд
обязательного медицинского страхования. Одним из источников образования этих
фондов являются обязательные платежи предприятий, включаемые в себестоимость
продукции.
Методические
указания по изучению вопросов темы
При изучении
вопросов темы прочитайте учебник Ковалевой А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. «Финансы
фирмы» стр. 11-22, учебник под ред. Н.В. Колчиной «Финансы
организаций (предприятий)», стр. 6-22.
Подумайте над вопросами:
1.Какую
роль играют финансы предприятий в финансовой системе государства?
2.Каким
образом происходит взаимодействие различных элементов финансовой системы
государства?
3.В чем состоит специфика финансовых
отношений предприятий?
4.Каковы цель и задачи организации
предприятием финансовых отношений?
5.Какой принцип организации финансовых отношений, по вашему
мнению, является важнейшим, с точки зрения его соблюдения?
6.Какими финансовыми принципами, прежде всего,
руководствуется предприятие в момент своего образования?
7.Можно
ли организовать эффективное функционирование финансового механизма, используя
только финансовую отчетность предприятия?
Сравните понятия: финансы
предприятия, функции финансов предприятия, принципы организации финансовых
отношений, финансовые методы и финансовые инструменты.
Нормативно-правовой аспект финансового механизм государства
Проводя общую характеристику финансового механизма государства, ранее уже было обращено внимание на значимость и необходимость учета законодательного (нормативно-правового аспекта) соответствующего механизма, поскольку любые меры, реализуемые публичными субъектами, в том числе, в сфере экономической деятельности и финансового развития, с необходимостью опираются на определенные нормативно-правовые предписания, включая предписания законодателя, выраженные в актах, обладающих высшей юридической силой (Федеральные законы), а также подзаконные нормативно-правовые предписания Правительства и ведомственных органов исполнительной власти (распоряжения Министерства Финансов, Приказы Центрального Банка РФ, и т.д.). Основными компонентами нормативно-правового регулирования в сфере финансового механизма государства на современном этапе могут быть признаны:
Основными компонентами нормативно-правового регулирования в сфере финансового механизма государства на современном этапе могут быть признаны:
- Бюджетное законодательство, включая принимаемый на год и плановый период государственный бюджет. Обозначенная сфера правового регулирования призвана детализировать вопросы государственных доходов и расходов, а также перемещения денежных средств между бюджетами различных уровней;
- Налоговое законодательство, устанавливающее основы установления и взимания налогов и иных общеобязательных платежей, составляющих доходную часть государственного бюджета РФ;
- Таможенное законодательство, позволяющее регламентировать вопросы перемещения товаров и финансовые потоки, в сфере межгосударственного взаимодействия.
Задачи финансового механизма как инструмента финансового распределения на коммерческом предприятии
Так как финансовые ресурсы компании представляют собой все денежные средства, которыми владеет предприятие и которые предназначаются для того, чтобы покрывать существующие текущие затраты или же для выполнения определенных финансовых обязанностей, соответственно это совокупность денежных средств, которые используются исключительно в соответствии с целевым предназначением.
Финансовые ресурсы, помимо этого, могут быть направлены и на обеспечение и развитие некоторых объектов непроизводственной сферы потребления, накопления и в различные резервные фонды, существующие на предприятии.
Откуда могут появиться финансовые ресурсы внутри предприятия?
Существует несколько путей, например, в частных негосударственных организациях средства могут появиться в то время, когда собственники создали предприятие, то есть это денежные средства создателей бизнеса, предпринимателей, также деньги могут быть получены в процессе или посредством результатов хозяйственной работы, то есть после того, как предприятие сможет продать произведенный продукт или услугу. Также, организация может получить денежные средства посредством страховых выплат или кредитов, а кроме этого еще и субсидий.
Тогда возникает актуальный вопрос, а откуда берутся доходы? Все просто, к доходам относится, например, прибыль от прямой деятельности компании. Это продажа или создание, возможно, какая-то разработка, в зависимости от того, чем занимается организации, это может быть и поставка, в любом случае это выполнение какой-либо работы. Еще один способ получения дохода – создание и организация дополнительной прибыли, ее можно наладить посредством сдачи в аренду неиспользуемого оборудования, или же сдачи в аренду неиспользуемой части помещений.
Если же рассматривать накопления частных коммерческих предприятий, тогда их можно получить от амортизационных отчислений за прошедшие периоды деятельности или из резервного фонда средств, а также от нераспределенной прибыли за прошлые года работы предприятия.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Функции и принципы организации финансов предприятия
Финансы
предприятий, как экономическая категория, проявляются в выполняемых ими
функциях, изучение которых необходимо для реализации эффективной финансовой
деятельности. Финансы предприятий выполняют три основные функции:
·обеспечивающую;
·распределительную;
·контрольную.
Обеспечивающая функция заключается в систематическом формировании в
необходимом объеме денежных средств из различных альтернативных источников для
обеспечения текущей хозяйственной деятельности предприятия и реализации
стратегических целей его развития.
Распределительная функция тесно связана с обеспечивающей и проявляется
через распределение и перераспределение общей суммы сформированных финансовых
ресурсов. Распределительная функция основана на том, что финансовые ресурсы
предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств
перед бюджетом, кредиторами, контрагентами. Ее результатом является
формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание
эффективной структуры капитала.
Контрольная функция предполагает осуществление финансового
контроля за результатами производственно-финансовой деятельности предприятия, а
также за процессом формирования, распределения и использования финансовых
ресурсов в соответствии с текущими и оперативными планами. Таким образом,
контрольная функция является производной от распределительной. Финансовый
контроль имеет две формы:
·контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и
расчетов;
·контроль за реализацией стратегии финансирования.
Контрольная
функция проявляется в том, что финансовая служба выявляет степень соответствия
получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по
расширению объемов производства и продаж; корректирует несоответствие между
доходами и расходами в использовании не только денежных средств, но и
материальных ресурсов.
Организация
финансов предприятия строится на определенных принципах:
·принцип хозяйственной самостоятельности;
·принцип самоокупаемости и самофинансирования;
·принцип материальной ответственности;
·принцип заинтересованности в результатах деятельности;
·принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью;
·принцип формирования финансовых резервов.
Заключение
В современных условиях становления государственного финансового механизма актуальной является разработка методологии совершенствования подходов к управлению бюджетом
Здесь во внимание необходимо принимать результаты оценки расходов. На их основании можно выработать наиболее эффективные методы управления затратной частью бюджета, обеспечить социально-экономическую стабильность
Частью общего механизма управления финансами выступают автоматизированные системы. Их функционирование основывается на экономико-математических методах и работе ЭВТ. Преобразования в финансовом секторе расширяет возможности использования автоматических систем. Они внедряются на всех уровнях управления. При этом автоматические системы создаются не параллельно, а выступают как неотъемлемый компонент финансового механизма. Это, несомненно, способствует более качественному и эффективному функционированию института.