Управление финансовым механизмом: определение, цели, методы (57 символов)

Курсовая работа финансовый механизм и его основные элементы

Тема 5. Содержание и принципы организации финансов предприятия

1.Сущность финансов предприятия и их роль в
национальной финансовой системе.

2.Функции и принципы организации финансов
предприятия.

3.Финансовый механизм предприятия.

4.Государственное регулирование финансов
предприятий.

После изучения темы должны быть приобретены  следующие
знания:
содержание,
функциональные особенности и основные виды финансовых отношений предприятия;
принципы организации финансов предприятия; основные элементы финансового
механизма
предприятия.

Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих
понятиях:
финансы предприятия; финансовая система; финансовый механизм; финансовые
методы; финансовые инструменты. Теоретический материал темы 5

Теоретический материал темы 5

Финансовый механизм предприятия

Финансовый механизм представляет собой
совокупность форм и  методов управления финансами предприятия.

Финансовый механизм состоит из двух подсистем: управляющей
и управляемой.

Субъектом управления, т.е. управляющей подсистемой финансового механизма,
являются финансовая служба, а также финансовые менеджеры. В качестве основного объекта управления, выступает денежный
оборот предприятия как непрерывный поток денежных выплат и поступлений,
проходящих через расчетные и другие счета.

Основные
составляющие финансового механизма: финансовые отношения, финансовые методы,
финансовые инструменты, финансовые показатели.

Финансовые методыэто
методы управления финансами предприятия. К ним относятся: методы финансового
планирования, финансового учета, финансового анализа, финансового
регулирования, финансового контроля и др.

Финансовые инструментыэто любые
договора, из которых возникают финансовые активы для одного предприятия и
финансовое обязательство или инструмент капитального характера для другого
предприятия, т.е. документы, являющиеся свидетельством долга, при продаже
которых продавец обеспечивается финансированием. Выделяют первичные инструменты: дебиторская и
кредиторская задолженности, акции, облигации, векселя; и производные (вторичные) инструменты:
финансовые опционы, фьючерсы, форварды, процентные и валютные свопы.

Посредствамсистемы финансовых
показателей
принимаются
соответствующие управленческие решения. Финансовые показатели используются при
анализе, планировании, управлении финансами предприятия и разделяются на
следующие группы:

·показатели оценки имущественного состояния;

·показатели ликвидности и платежеспособности;

·показатели структуры капитала;

·показатели состояния оборотных средств;

·показатели рентабельности и др.

Для отдельных финансовых показателей устанавливаются нормы
и нормативы. Эти нормативы рассчитываются исходя из определенных критериев.
Нормы и нормативы утверждаются как государственными органами, так и могут
разрабатываться предприятиями самостоятельно. К первой группе относятся нормы
амортизационных отчислений, ставки (нормы) уплаты отдельных налогов в бюджет и
платежей во внебюджетные фонды, учетная ставка Центрального банка и т.п. Вторая
– нормы и нормативы, регламентирующие отдельные элементы финансовых отношений
предприятия.

Государственное регулирование финансов предприятий

Государственное регулирование финансов предприятий является
существенным условием их функционирования. Основные способы государственного
регулирования финансов предприятий:

·определение организационно-правовых форм ведения бизнеса;

·определение условий формирования и изменения величины уставного капитала
предприятий;

·установление правил формирования и использования денежных фондов и
резервов предприятий;

·регулирование взаимодействия предприятий и финансового рынка;

·определение стандартов финансового учета и отчетности предприятий;

·определение принципов и режимов налогообложения предприятий;

·регулирование учетной ставки процента и др.

Одним из наиболее эффективных экономических методов
государственного регулирования финансов предприятия является налогообложение.

Если все предприятия, как правило, выступают плательщиками
налогов в бюджет, то только некоторые из них получают из бюджета дотации и
ассигнования на капитальные вложения, к ним, в частности, относятся предприятия
агропромышленного комплекса, угольной промышленности. Некоторые мероприятия
финансируются из республиканского бюджета в рамках целевых государственных
программ и инвестиций

финансирование конверсируемых
предприятий оборонного комплекса, программы санации и закрытия шахт. Часть
средств республиканского бюджета направляется предприятиям через специальные
фонды
фонд
поддержки предпринимательства, фонд финансовой поддержки энергетики и
электрификации.

Параллельно с бюджетом функционирует система
государственных внебюджетных фондов социального и производственного назначения,
аккумулирующих значительные финансовые ресурсы. Объем этих ресурсов по
отношению к доходам консолидированного бюджета составляет не менее половины.
Большая часть этих финансовых средств перечисляется в централизованные
внебюджетные фонды, остальные средства остаются в распоряжении предприятий. К
внебюджетным фондам производственного назначения относятся фонды финансирования
отраслевых и межотраслевых научно-исследовательских работ и мероприятий по
освоению новых видов продукции, создаваемые в министерствах, ведомствах,
концернах, ассоциациях за счет отчислений предприятий; дорожные фонды РФ,
формируемые за счет специальных налогов, взимаемых с предприятий и включаемых в
себестоимость продукции, и др.

Значительная
часть финансовых ресурсов аккумулируется в фондах социального назначения. К ним
относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд
обязательного медицинского страхования. Одним из источников образования этих
фондов являются обязательные платежи предприятий, включаемые в себестоимость
продукции.

Методические
указания по изучению вопросов темы

При изучении
вопросов темы прочитайте учебник Ковалевой А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. «Финансы
фирмы» стр. 11-22,
учебник под ред. Н.В. Колчиной «Финансы
организаций (предприятий)», стр. 6-22.

Подумайте над вопросами:

1.Какую
роль играют финансы предприятий в финансовой системе государства?

2.Каким
образом происходит взаимодействие различных элементов финансовой системы
государства?

3.В чем состоит специфика финансовых
отношений предприятий?

4.Каковы цель и задачи организации
предприятием финансовых отношений?

5.Какой принцип организации финансовых отношений, по вашему
мнению, является важнейшим, с точки зрения его соблюдения?

6.Какими финансовыми принципами, прежде всего,
руководствуется предприятие в момент своего образования?

7.Можно
ли организовать эффективное функционирование финансового механизма, используя
только финансовую отчетность предприятия?

Сравните понятия: финансы
предприятия, функции финансов предприятия, принципы организации финансовых
отношений, финансовые методы  и финансовые инструменты.

Нормативно-правовой аспект финансового механизм государства

Проводя общую характеристику финансового механизма государства, ранее уже было обращено внимание на значимость и необходимость учета законодательного (нормативно-правового аспекта) соответствующего механизма, поскольку любые меры, реализуемые публичными субъектами, в том числе, в сфере экономической деятельности и финансового развития, с необходимостью опираются на определенные нормативно-правовые предписания, включая предписания законодателя, выраженные в актах, обладающих высшей юридической силой (Федеральные законы), а также подзаконные нормативно-правовые предписания Правительства и ведомственных органов исполнительной власти (распоряжения Министерства Финансов, Приказы Центрального Банка РФ, и т.д.). Основными компонентами нормативно-правового регулирования в сфере финансового механизма государства на современном этапе могут быть признаны:

Основными компонентами нормативно-правового регулирования в сфере финансового механизма государства на современном этапе могут быть признаны:

  • Бюджетное законодательство, включая принимаемый на год и плановый период государственный бюджет. Обозначенная сфера правового регулирования призвана детализировать вопросы государственных доходов и расходов, а также перемещения денежных средств между бюджетами различных уровней;
  • Налоговое законодательство, устанавливающее основы установления и взимания налогов и иных общеобязательных платежей, составляющих доходную часть государственного бюджета РФ;
  • Таможенное законодательство, позволяющее регламентировать вопросы перемещения товаров и финансовые потоки, в сфере межгосударственного взаимодействия.

Задачи финансового механизма как инструмента финансового распределения на коммерческом предприятии

Так как финансовые ресурсы компании представляют собой все денежные средства, которыми владеет предприятие и которые предназначаются для того, чтобы покрывать существующие текущие затраты или же для выполнения определенных финансовых обязанностей, соответственно это совокупность денежных средств, которые используются исключительно в соответствии с целевым предназначением.  

Финансовые ресурсы, помимо этого, могут быть направлены и на обеспечение и развитие некоторых объектов непроизводственной сферы потребления, накопления и в различные резервные фонды, существующие на предприятии. 

Откуда могут появиться финансовые ресурсы внутри предприятия?

Существует несколько путей, например, в частных негосударственных организациях средства могут появиться в то время, когда собственники создали предприятие, то есть это денежные средства создателей бизнеса, предпринимателей, также деньги могут быть получены в процессе или посредством результатов хозяйственной работы, то есть после того, как предприятие сможет продать произведенный продукт или услугу. Также, организация может получить денежные средства посредством страховых выплат или кредитов, а кроме этого еще и субсидий. 

Тогда возникает актуальный вопрос, а откуда берутся доходы? Все просто, к доходам относится, например, прибыль от прямой деятельности компании. Это продажа или создание, возможно, какая-то разработка, в зависимости от того, чем занимается организации, это может быть и поставка, в любом случае это выполнение какой-либо работы. Еще один способ получения дохода – создание и организация дополнительной прибыли, ее можно наладить посредством сдачи в аренду неиспользуемого оборудования, или же сдачи в аренду неиспользуемой части помещений. 

Если же рассматривать накопления частных коммерческих предприятий, тогда их можно получить от амортизационных отчислений за прошедшие периоды деятельности или из резервного фонда средств, а также от нераспределенной прибыли за прошлые года работы предприятия.

Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Функции и принципы организации финансов предприятия

Финансы
предприятий, как экономическая категория, проявляются в выполняемых ими
функциях, изучение которых необходимо для реализации эффективной финансовой
деятельности. Финансы предприятий выполняют три основные функции:

·обеспечивающую;

·распределительную;

·контрольную.

Обеспечивающая функция заключается в систематическом формировании в
необходимом объеме денежных средств из различных альтернативных источников для
обеспечения текущей хозяйственной деятельности предприятия и реализации
стратегических целей его развития.

Распределительная функция тесно связана с обеспечивающей и проявляется
через распределение и перераспределение общей суммы сформированных финансовых
ресурсов. Распределительная функция основана на том, что финансовые ресурсы
предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств
перед бюджетом, кредиторами, контрагентами. Ее результатом является
формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание
эффективной структуры капитала.

Контрольная функция предполагает осуществление финансового
контроля за результатами производственно-финансовой деятельности предприятия, а
также за процессом формирования, распределения и использования финансовых
ресурсов в соответствии с текущими и оперативными планами. Таким образом,
контрольная функция является производной от распределительной. Финансовый
контроль имеет две формы:

·контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и
расчетов;

·контроль за реализацией стратегии финансирования.

Контрольная
функция проявляется в том, что финансовая служба выявляет степень соответствия
получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по
расширению объемов производства и продаж; корректирует несоответствие между
доходами и расходами в использовании не только денежных средств, но и
материальных ресурсов.

Организация
финансов предприятия строится на определенных принципах:

·принцип хозяйственной самостоятельности;

·принцип самоокупаемости и самофинансирования;

·принцип материальной ответственности;

·принцип заинтересованности в результатах деятельности;

·принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью;

·принцип формирования финансовых резервов.

Заключение

В современных условиях становления государственного финансового механизма актуальной является разработка методологии совершенствования подходов к управлению бюджетом

Здесь во внимание необходимо принимать результаты оценки расходов. На их основании можно выработать наиболее эффективные методы управления затратной частью бюджета, обеспечить социально-экономическую стабильность

Частью общего механизма управления финансами выступают автоматизированные системы. Их функционирование основывается на экономико-математических методах и работе ЭВТ. Преобразования в финансовом секторе расширяет возможности использования автоматических систем. Они внедряются на всех уровнях управления. При этом автоматические системы создаются не параллельно, а выступают как неотъемлемый компонент финансового механизма. Это, несомненно, способствует более качественному и эффективному функционированию института.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: