Эффективное управление бюджетными учреждениями в РФ

Финансы в бюджетных организациях: основы и примеры расчетов

Значение планирования и финансирования деятельности бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения в системе публичного управления создаются и функционируют для удовлетворения потребностей населения в социально значимых областях путем непосредственного оказания услуги, выполнения работы, производства продукта. Это культурны, спортивные, научные, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и пр. Они учреждаются ввиду своей социальной значимости публично-правовыми образованиями соответствующего уровня – Федерацией, регионом, местным сообществом.

Определение 2

Бюджетные учреждения – это организации, деятельность которых не предполагает извлечение прибыли, основная цель их функционирования – это обеспечения общественных запросов в наиболее важных для жизнедеятельности личности, социальной группы и общества в целом областях.

При этом финансирование бюджетных учреждений должно отвечать общим принципам организации бюджетной системы в государстве. Так, необходимо отметить, что эффективность государственной экономики напрямую связана с эффективным привлечением и распределением бюджетных средств. Сегодня внедрение механизма, обеспечивающего устойчивость и эффективность бюджетной системы, является приоритетной задачей публичного управления.

Бюджетное планирование и реализация бюджетов должна быть ориентирована исключительно на запросы населения, соответствовать демократическому политическому и социально-экономическому устройству, в котором центральное место занимает личность.

Замечание 1

Бюджетные некоммерческие организации, таким образом, выступают важнейшими элементами экономической и социальной сфер общественного устройства.

Характеристика процессов планирования и финансирования деятельности бюджетных учреждений

Традиционно для планирования и финансирования деятельности бюджетных учреждений в бюджетной практике используются такие формы, как:

  • программно-целевая. Здесь планирование объемов деятельности бюджетного учреждения в конкретной социально значимой сфере и, соответственно, расходов бюджетного учреждения ориентировано на утвержденные в соответствии с законодательными процедурами на базе исследования общественного запроса в соответствующей сфере (образование, спорт, здравоохранение, социальная поддержка и пр.) целевые программы достижения необходимых социально полезных результатов. Приведенная форма планирования и финансирования деятельности бюджетного учреждения позволяет соблюсти единые принципы планирования и организации бюджетного обеспечения публично-правовой деятельности в соответствии с целевыми программами развития. Кроме того, рассматриваемая форма планирования деятельности и расходов бюджетных учреждений позволяет использовать и наиболее эффективные контрольные инструменты в отношении законности и эффективности расходования бюджетных средств бюджетным учреждением, степени достижения учреждением планируемых социально полезных результатов, в конкретной сфере деятельности;
  • нормативная форма планирования и финансирования деятельности бюджетного учреждения предполагает установление норм деятельности в денежном, натуральном и другом выражении.

Последние десятилетия в отечественной социально-экономической и бюджетной сферах используется преимущественно программно-целевая форма планирования и финансирования деятельности бюджетных учреждений на основе программ целевого развития, утверждаемых на федеральном и региональном уровнях. Эта форма демонстрирует наиболее обоснованное и эффективное и использование бюджетных средств для реализации социально значимых функций бюджетными учреждениями.

Базу для расчета расходов бюджетного учреждения основе составляют объемы планируемых показателей деятельности учреждения, период его функционирования учреждений.

Софинансирование затрат на имущество

Вернемся к той части госзадания, которая состоит из имущественных налогов и затрат по содержанию не используемого при оказании госуслуг имущества. Государство придерживается принципа софинансирования, вменяя в обязанность БУ покрывать за свой счет определенную долю этих затрат. Если БУ оказывает платные услуги, то возмещаемые за счет субсидии затраты на имущественные налоги и содержание неиспользуемого имущества рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности (п. 33 и 35 Положения № 640). Если БУ не оказывает платных услуг, то в силу п. 34 Положения № 640 затраты на содержание неиспользуемого имущества учитываются в объеме госзадания в следующем размере:

а) на потребление электроэнергии – в размере 10% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги;

б) на потребление теплоэнергии – в размере 50% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги.

Если в отношении имущественных налогов государство планирует и в дальнейшем покрывать полностью или частично (в зависимости от наличия доходов от платных услуг) затраты на их уплату, то в отношении неиспользуемого имущества ситуация иная. Начиная с госзадания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов затраты на содержание неиспользуемого имущества за счет бюджета возмещаться не будут (п. 6 Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 № 640). Это побуждает учреждения самостоятельно изыскивать средства для содержания находящегося на их балансе имущества или избавляться от него.

Сущность бюджетной системы РФ, бюджетные учреждения в бюджетной системе РФ

Отечественная бюджетная система представляет собой сложный полиструктурный механизм, который опосредует процессы финансирования функционирования системы публичного управления государством и местными сообществами и обеспечения интересов населения.

Итак, бюджетная система РФ объединяет бюджеты соответствующих уровней публичного управления – федерального, регионального и местного, бюджеты бюджетных учреждений и внебюджетных фондов.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Предпосылками организации и функционирования бюджетной системы выступает наличествующая социально-экономическая обстановка и цели и задачи социально-экономического развития, которые ставит перед собой для наиболее полного обеспечения прав и свобод личности государство в целом и относительно самостоятельные территории, его образующие.

Процесс же бюджетного планирования и исполнения бюджета соответствующего уровня публично-правового образования регламентируется законодательством федерального и регионального уровней, а также решениями представительных органов местных сообществ.

В свою очередь, финансирование бюджетных учреждений планируется и реализуется исходя из тех задач, которые ставятся перед бюджетным учреждением, созданным Федерацией, регионом или местным сообществом для выполнения социально значимой работы, оказания социально значимой услуги или производства социально значимого продукта. Так, бюджетные учреждения традиционно функционируют в таких социально значимых сферах, как научная, культурная, образовательная спортивная, здравоохранения, социальной защиты и пр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: