Финансовый контроль: основные аспекты и задачи

Правовое обеспечение государственного финансового контроля в российской федерации

Понятие, значение и виды финансового контроля

Значение финансового контроля заключается в том, что он обеспечивает выполнение законодательства, соблюдение финансовой дисциплины и способствует предотвращению возможных нарушений, а также позволяет оценить эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций различных форм собственности.

Виды финансового контроля разнообразны и включают в себя:

  1. Государственный финансовый контроль, осуществляемый органами государственной власти и управления.

  2. Ведомственный финансовый контроль, проводимый министерствами и ведомствами.

  3. Внутрихозяйственный финансовый контроль, который осуществляется экономическими службами предприятий.

  4. Аудиторский финансовый контроль, выполняемый независимыми аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами.

  5. Общественный финансовый контроль со стороны общественных организаций и объединений.

  6. Независимый финансовый контроль, реализуемый физическими лицами, занимающимися частной практикой.

  7. Контроль со стороны коммерческих банков за деятельностью их клиентов.

Основные функции

К функциям финансового контроля относятся:

  1. Анализ: изучение исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета, выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности, а также отклонений в сфере финансовой деятельности государственных институтов.

  2. Корректировка: разработка предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля.

  3. Предупредительная функция: разработка мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок

Ключевые задачи

Задачи финансового контроля заключаются в следующем: 

  • повышение эффективности производства и использования средств;

  • соблюдение действующего законодательства по вопросам налогообложения;

  • корректность ведения бухгалтерского учета;

  • правильность составления и исполнения бюджета;

  • проверка состояния и эффективности использования ресурсов организаций;

  • обнаружение резервов для увеличения финансовых ресурсов;

  • верность валютных операций.

Экономическое значение

Финансовый контроль – это контроль над законностью и необходимостью действий, связанных с образованием, распределением и использованием денежных ресурсов.

Значение финансового контроля для коммерческих организаций заключается в следующем:

Оценка качества ведения учёта (бухгалтерского, налогового, управленческого) важна с точки зрения легитимизации бизнес-процессов.

Выявление недоработок в выполнении сотрудниками предприятия трудовых обязанностей важно для обеспечения стабильности бизнес-процессов.

Выявление недоработок в инфраструктуре управления капиталом предприятия важно для повышения технологической конкурентоспособности предприятия.

Финансовый контроль позволяет выявить потенциал для улучшения концептуальных подходов руководства фирмы к управлению капиталами предприятия.

Таким образом, финансовый контроль позволяет определить меры, направленные на:

  • повышение эффективности учёта;

  • повышение компетенций сотрудников;

  • оптимизацию инфраструктуры управления корпоративным капиталом;

  • корректировку концептуальных принципов работы с финансами на предприятии;

  • выработку концепций по усилению активности использования позитивных факторов управления капитала и снижению зависимости бизнес-процессов от негативных факторов.

Счетная палата Российской Федерации

Регулирование и нормативно-правовые основы

Основными задачами Счетной палаты Российской Федерации являются:

  • осуществление финансового контроля за расходованием и использованием бюджетных и внебюджетных средств;
  • оценка эффективности государственных программ и проектов;
  • подготовка аналитических материалов и рекомендаций для улучшения финансового управления и законодательства.

Контрольные функции Счетной палаты РФ основаны на конституционной основе и закреплены в Федеральном Законе О Счетной палате Российской Федерации.

Принципы работы

Счетная палата Российской Федерации руководствуется принципами независимости, объективности, законности и компетентности. Она имеет право на независимое мнение и не подчиняется ни одному органу власти.

Счетная палата РФ проводит плановые и внеплановые проверки, а также принимает участие в аудиторских проверках предприятий и организаций, осуществляющих государственные заказы и получающих государственный финансовую помощь.

Основные аспекты нормативно-правового регулирования финансового контроля

Основные принципы нормативно-правового регулирования финансового контроля:

  • Принцип законности — все нормы и правила финансового контроля должны быть установлены законодательством;
  • Принцип пропорциональности — меры финансового контроля должны быть пропорциональны риску, связанному с нарушением финансовых норм и правил;
  • Принцип комплексности — нормативно-правовое регулирование финансового контроля должно охватывать все аспекты финансовой деятельности, включая контроль за финансовыми операциями, отчетностью и учетом;
  • Принцип независимости — органы финансового контроля должны функционировать независимо от контролируемых субъектов и иметь достаточные полномочия для осуществления своих функций;

Финансовый контроль является неотъемлемой составляющей экономической политики государства и способствует соблюдению финансовой дисциплины, прозрачности и устойчивости финансовой системы Российской Федерации. Нормативно-правовое регулирование этого контроля играет ключевую роль в обеспечении его эффективности и справедливости.

Законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление контроля в финансово-бюджетной сфере

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31июля 1998 г. № 145-ФЗ

12.0 МБ

29 ноября 2017, 14:25 (29 ноября 2017, 14:28)

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2023 г. № 1543 «Об утверждении Правил осуществления Федеральным казначейством функций по контролю (анализу) финансовых и хозяйственных операций государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации превышает 50 процентов, на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации».

304.3 КБ

27 декабря 2023, 17:08

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2023 г. № 341 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

220.1 КБ

27 декабря 2023, 17:06

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) указанных специализированных некоммерческих организаций»

7.2 МБ

18 ноября 2020, 12:27 (18 ноября 2020, 12:28)

Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»

656.8 КБ

29 ноября 2017, 14:26 (29 ноября 2017, 14:27)

Приказ Минфина России от 25 апреля 2023 г. № 55н «Об утверждении дополнительных форм отчетности о результатах контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и порядка их составления и представления»

1.3 МБ

27 декабря 2023, 17:07

Приказ Минфина России от 30 ноября 2023 г. № 532 «Об утверждении методических рекомендаций по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий».

42.7 МБ

27 декабря 2023, 17:10

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

303.5 КБ

6 мая 2022, 18:09

Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации (Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «Закон о персональных данных»).

Понятно

Классификация видов государственного финансового контроля по субъектам России

Под “субъектом” понимается организация, инициирующая финансовый контроль. Отсюда виды субъектов финансового контроля могут быть следующие: сами органы власти, банки-аудиторы, вышестоящие структуры, внутрикорпоративные и внутриведомственные структуры. 

Органы власти

Финансовый контроль в РФ осуществляют следующие органы:

  1. Государственный финансовый контроль – осуществляется федеральными законодательными органами, федеральными исполнительными органами, в том числе органами исполнительной власти, специально создаваемыми для проведения контролирующих мероприятий.

  2. Ведомственный финансовый контроль – осуществляется специальными структурными подразделениями министерств, ведомств и иных органов исполнительной власти в отношении подведомственных предприятий.

Также финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

В числе основных органов финансового контроля в РФ можно назвать:

  • Счетную палату РФ;

  • Центральный банк РФ;

  • Министерство финансов;

  • Министерство РФ по налогам и сборам;

  • Государственный таможенный комитет.

Банки и аудиторы

Со стороны банков и аудиторов:

  • банковский контроль (может быть инициирован как Центральным банком, так и коммерческими кредитными организациями);

  • аудиторский контроль (бывает двух видов – публичный и внутренний).

Вышестоящие структуры общественники

Общественный финансовый контроль – это вид надзора, осуществляемый со стороны граждан, партий, объединений и коллективов. Примерами такого контроля могут выступать:

  • общественный контроль профсоюзов в рамках вопросов оплаты труда;

  • деятельность общественных палат в рамках исполнения законодательства по закупкам.

Также общественный финансовый контроль может осуществляться муниципалитетами в пределах своих полномочий (например, городская счётная палата или рабочая группа при совете депутатов). 

Результатом общественного финансового контроля является итоговый документ, который направляется в органы государственной власти.

Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации в соответствии с результатами общественного контроля вправе:

  • направлять в органы государственной власти предложения и рекомендации по совершенствованию их деятельности;

  • выдвигать общественную инициативу;

  • оспаривать в установленном порядке (в том числе в судебном и (или) административном порядке) нормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов государственной власти.

Внутрикорпоративные и внутриведомственные структуры

Негосударственный финансовый контроль включает в себя:

  • внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;

  • аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского аудита;

  • гражданский финансовый контроль;

  • общественный финансовый контроль;

  • правовой финансовый контроль;

  • страховой финансовый контроль и другие виды.

Все виды финансового контроля направлены на обеспечение законности, эффективности и результативности использования финансовых ресурсов, предотвращение нарушений и защиту интересов государства, предприятий и граждан. Чтобы знать и другие нормы ведения бухгалтерской отчётности, продолжайте читать статьи на нашем сайте.

Формы государственного финансового контроля исходя из времени его осуществления

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный

Предварительный финансовый контроль – форма финансового контроля, которая осуществляется до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, проверки правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств). Осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при:

  • рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчётов;

  • открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Проводится до совершения финансовых операций:

  • в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) по финансовым вопросам;

  • оценки финансовых разделов бизнес-планов предприятий;

  • прогнозирования поступлений налоговых платежей в бюджеты и т. д.

Текущий

Текущий контроль ведётся в процессе совершения финансовых операций с целью предупреждения и выявления нарушений финансовой дисциплины, соблюдения финансовых нормативов. Текущий контроль опирается на данные первичного бухгалтерского учёта и отчётности, предполагает факторный анализ.

Он реализуется фактическими методами и позволяет определить соответствие содержания документа действительным характеристикам выполняемой хозяйственной операции.

Текущий контроль осуществляется:

  • внутри хозяйства – руководством, экономической службой, другими управленческими подразделениями;

  • вне хозяйства – контролирующими органами общественных организаций (например, обществом защиты прав потребителей), специализированными инспекциями некоторых ведомств (торговая инспекция, пробирный надзор и др.).

Последующий

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций и направлена на выявление уже допущенных недостатков или применённого положительного опыта. Благодаря последующему контролю обеспечивается объективная оценка деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных должностных лиц. Эта форма контроля является самой распространённой и применяется в работе всех органов экономического контроля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: