Финансовая поддержка социальных гарантий: опыт и проблемы

Проблемы функций социального обеспечения и их решения: основные трудности в системе и возможные пути улучшения

Помощь детям – новый приоритет

Однако с 2018 года государство стало оказывать более масштабную поддержку детям, живущим в бедных семьях. Объяснить данный поворот социальной политики можно тем, что помощь неблагополучным семьям с детьми разрешает сразу несколько проблем. С одной стороны, как отмечает доцент НИУ ВШЭ и МГУ им. М. В. Ломоносова Наталья Зубаревич, детская нагрузка является одним из предикторов высокого уровня бедности в регионе, а значит, помощь семьям с детьми с высокой вероятностью достигнет именно граждан с низким уровнем дохода. С другой стороны, выдача дополнительных пособий снизит издержки на появление в семье нового ребенка, что может, по задумке властей, привести к росту рождаемости (одной из долгосрочных целей российского правительства).

Текущий порядок помощи бедным семьям с детьми складывался из нескольких шагов. В 2018-м была введена дополнительная выплата для детей до трех лет, доходы семей которых не превышают 1,5 регионального прожиточного минимума (с 1 января 2020 года – двух прожиточных минимумов); размер выплаты зависит от регионального детского прожиточного минимума, в среднем на тот момент составлявшего около 10–12 тыс. рублей. Выплаты на первого ребенка производятся из регионального бюджета; на второго и последующего – из материнского капитала (если только ребенок не подпадает под выплату многодетным семьям).

С 2020 года были введены выплаты на детей от трех до семи лет включительно. Первоначально выплата составляла 50% от величины прожиточного минимума для детей, однако с января 2021 года ее размер стал варьироваться от доходов родителей: наименее состоятельные семьи могли получать и 100% от детского прожиточного минимума. С 2021 года аналогичная мера стала действовать и для неполных семей – если один из родителей умер или не выплачивает алиментов, то учитывается доход лишь оставшегося опекуна. Дальнейшее расширение поддержки произошло в 2022 году, когда одной из мер, направленных на помощь гражданам во время кризиса, стала выплата пособий уже на детей в возрасте с восьми до 17 лет. Увеличение социальной поддержки обошлось в 538 млрд рублей.

Свой финальный вид политика поддержки детей в бедных семьях получила в начале 2023 года, когда вместо нескольких разных пособий для разных возрастов была введена единая программа помощи. Условия получения пособия стали общими вне зависимости от возраста детей, а размер – варьироваться от уровня дохода семьи (50% от регионального детского прожиточного минимума в базовом случае, 75 или 100%, если меньшего пособия не хватает для увеличения доходов семьи до прожиточного минимума). Новеллой в данной программе служит то, что выплаты на второго и последующих детей идут из регионального бюджета – при этом семьи могут запросить и дополнительное пособие из материнского капитала.

Стоит заметить, что данная политика действует лишь на определенный сегмент граждан с крайне низким уровнем дохода. Процедура отбора семей под данную программу достаточно строгая – требуется, чтобы среднедушевой доход в семье не превышал прожиточного минимума, при этом у получателей пособий должна быть работа (или уважительная причина, по которой ее нет) и не должно быть дорогостоящего имущества (так, наличие нескольких машин в семье является основанием не выдавать пособие). По данным «Ведомостей», на 1 июля 2022 года под программу для детей от восьми до 17 лет попали лишь 1,9 млн участников, при этом 2,6 млн семей получили отказ в выплате пособия. По данным Минфина, основными причинами отказа стали либо слишком высокие доходы семьи (43% отказов), либо, наоборот, их полное отсутствие (27% отказов).

Из-за закрытия бюджетной статистики точно оценить расходы государства на данную программу нельзя. Однако, даже несмотря на ограниченное число получателей пособий, они уже составляют заметную часть государственных социальных трат. Так, по оценкам «Ведомостей», расходы на детские выплаты в 2022-м по планам Минфина в середине года должны были составить 538 млрд рублей (при общих тратах на социальную политику в консолидированном бюджете в 16 трлн). При этом, учитывая тот факт, что в 2022-м выплаты детям с восьми до 17 лет начислялись лишь последние восемь месяцев года, в 2023-м данная статья расходов станет еще более существенной.

Значение финансового обеспечения социальных гарантий

Назначение органов публичного управления обусловлено переданным им населением объемом полномочий. Демократическое правовое государство учреждается с целью обеспечения прав и свобод личности. Весь механизм государственного управления имеет целью своего функционирования наиболее полное обеспечение, защиту прав и свобод личности и удовлетворение социально-экономических потребностей населения.

Современная Конституция России характеризует страну как социальное государство. Концепция социального государства сформировалась несколько веков назад: активное ее развитие происходило еще в XVII-XIX вв. Сущность социального государства предполагает обеспечение экономических и социальных благ в отношении всего населения.

Социальное государство предполагает масштабную социальную политику в области занятости населения, образования, медицинского обеспечения, социального обеспечения и пр. Иными словами, социальное государство берет на себя обязанность по поддержке социально уязвимых слоев населения и по поддержке лиц, которые обеспечивают решение социально важных функций и задач общественного развития.

Таким образом, социальная политика современного демократического государства предполагает два основных направления усилий органов публичного управления:

  • упорядочение экономических отношений в государстве;
  • установление льготных условий для определенных категорий населения и обеспечение социальных гарантий.

В мае 2012 г. главой государства был принят ряд указов, в которых закладывались основы социального развития страны в ближайшие десятилетия, в том числе регламентировались конкретные мероприятия по социальной поддержке отдельных слоев, групп населения страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Система названных нормативно-правовых актов разрабатывалась и утверждалась главой государства для целей обеспечения более высокого уровня благосостояния населения страны посредством обеспечения качественного роста эффективности публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе роста качества оказываемых государственных и муниципальных услуг.

При этом основные направления социальной политики в стране не меняются в течение последних десятилетий. Так, сохраняют актуальность следующие социальные задачи:

  • обеспечение роста оплаты труда;
  • обеспечение жилищных прав граждан;
  • обеспечение роста производительности труда и пр.

Государственная система социальной защиты населения в рамках рыночной экономики

Система социальной защиты в любом государстве предполагает единство и взаимосвязь экономического, социального, правового (законодательного), политического, а также организационного аспектов по предоставлению людям социальных благ.

Готовые работы на аналогичную тему

Функционирование системы социальной защиты обеспечивается в основном государством, однако в этой деятельности также принимают участие предприятия, некоммерческие организации, общественные объединения (например, профсоюзы) и др. Они стремятся предоставить социальные благи таким категориям населения, как работающие в тех или иных сферах экономики, безработные, пенсионеры, инвалиды, молодежь, военнослужащие, малоимущие члены общества и др.

Как считает немалая часть экспертов, программы социальной защиты населения, предусматривающие поддержание и повышение уровня жизни и потребления населения, должны включать следующие группы мероприятий:

  • по обеспечению всему населению государственных гарантий (минимальных норм заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и т.п.);
  • по социальной поддержке трудоспособного населения (обеспечение приемлемых условий трудовой деятельности и предпосылок для повышения им размера заработной платы);
  • по адресной социальной помощи нетрудоспособным членам общества, а также гражданам, которые попали в сложные ситуации;
  • ресурсное, информационное и организационное обеспечение программ социальной защиты населения.

Экономическое содержание современной государственной системы социальной защиты населения, прежде всего, заключается в принудительном аккумулировании государством денежных средств. При этом к разным группам населения и организаций применяется дифференцированный подход по размерам обязательных платежей в государственный бюджет (в большей степени ими облагаются состоятельные люди, малоимущие – чаще всего освобождаются). Затем происходит перераспределение этих средств в пользу социально незащищенных категорий населения, которым оказываются меры социальной помощи (в виде выплат сумм денежных средств или оказания услуг в натуральной форме).

Описанная выше схема финансирования государственной системы социальной защиты в экономической науке называется социальным обеспечением. Ей в противовес разработана модель социального страхования. Она предполагает взимание с граждан страховых взносов, формирование из них обособленного фонда денежных средств и финансирование за их счёт выплат или мероприятий, осуществляемых в отношении застрахованных лиц, с которыми произошёл страховой случай.

Страховым случаем в системе социального страхования признается наступление пенсионного возраста, получение инвалидности, смерь кормильца, получение увечья своему здоровью, потеря работы и другие случаи, которые представляют собой реализацию социального риска. Последним при этом называют необходимость оказания медицинской помощи, потеря возможности получения заработка, потребность нести дополнительные расходы.

Застраховать социальные риски граждан можно двумя способами. Первый предполагает распределительную модель социального страхования, основным принципом которой является солидарность поколений, территорий, социальных групп (за счёт взносов одних финансируются выплаты другим). Второй способ предполагает накопительную модель, в рамках которого каждый человек самостоятельно финансируют будущие выплаты себе, причём для увеличения накоплений они инвестируются управляющей компанией в активы и из этого извлекается дополнительный доход.

Финансовое обеспечение социальных гарантий – это аккумулирование и перераспределение финансовых ресурсов с целью обеспечения конституционно гарантированных обязательства государства перед населением.

Возможные пути улучшения:

Для преодоления проблем в системе функций социального обеспечения можно предложить следующие решения:

  1. Улучшение доступности информации о правилах и процедурах получения социальных выплат. Это позволит снизить количество отказов и упростить процесс обращения за помощью.
  2. Расширение круга лиц, имеющих право на получение социальных выплат. Это позволит охватить большее число нуждающихся и снизить социальную неравенство в обществе.
  3. Усиление защиты прав получателей социальных выплат. Необходимо разработать механизмы контроля за целевым использованием этих средств, чтобы избежать их злоупотребления и коррупции.
  4. Реформирование системы социальной помощи и пересмотры критериев ее предоставления. Это позволит обеспечить более эффективное и точечное предоставление социальных выплат.
  5. Развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных. Это позволит им приобрести новые навыки и квалификацию, что повысит их шансы на трудоустройство и избежание зависимости от социальных выплат.

Введение этих мер поможет сделать систему функций социального обеспечения более эффективной и справедливой, а также снизить социальные проблемы и неравенство в обществе.

Значение финансового обеспечения социальных гарантий

В соответствии с положениями действующей Конституции российской государство характеризуется как социальное государство, то есть государство, которое берет на себя обязательства по осуществлению право каждого члена российского общества на обеспечение приемлемого уровня жизнедеятельности.

Реализация обязательств по обеспечению социальных гарантий государством предполагает два основных направления:

  1. формирование благоприятных условий для развития и реализации потенциала личности, в том числе для реализации предпринимательской инициативы, для свободной и эффективной реализации трудовой деятельности, что позволяет членам общества самостоятельно обеспечивать собственные потребности, а также обеспечивать потребности своей семьи;
  2. формирование системы инструментов поддержки социально уязвимых слоев населения, то есть всех членов общества, которые в силу объективных причин не способны самостоятельно обеспечивать собственные потребности и нуждаются в поддержке государства.

Статья: Финансовое обеспечение социальных гарантий: опыт и проблемы

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Система социальных гарантий включает в себя различные направления, в том числе:

  • социальную поддержку;
  • социальное обеспечение;
  • социальное страхование и др.

При этом реальность социального характера государства заключаются не только в конституционной фиксации социальных обязательств государства перед населением, но, прежде всего, в формировании реализации системы методов и инструментов, которые бы позволили обеспечить финансовым, организационным и иным образом реализацию социальных обязательств.

Финансовое обеспечение социальных гарантий предусматривает выстраивание государством бюджетной системы, которая бы позволила аккумулировать финансовые ресурсы населения для их перераспределения в целях обеспечения благосостояния населения и в частности поддержки социально уязвимых слоев населения.

Указанное позволяет отметить прямую взаимосвязь эффективности финансового обеспечения социальных гарантий от уровня экономического развития государства. Фактически реализацию социальных обязательств государства в финансовом смысле обеспечивают доходы населения государства. В том случае, когда экономическая обстановка является нестабильной, экономика сталкивается с кризисом, на который не может адекватно ответить у государств, возникают сложности по аккумулированию финансовых ресурсов населения и, следовательно, по обеспечению социальных гарантий населению. В связи с этим большое значение для эффективной организации публичного управления имеют процессы постоянной оптимизации и совершенствования бюджетного управления в социальной сфере.

Новые расходы: кризис и мобилизация

  • Открытие доступа к услугам государственных служб занятости для тех, кто не уволен, но переведен на неполный рабочий день или отправлен в неоплачиваемый отпуск, а также появление права у таких работников на временное трудоустройство в других фирмах.
  • Вывод доходов уволенных после 1 марта 2022 года из суммарных доходов семьи, учитываемых при расчете детский пособий и при заключении социального контракта.
  • гарантия заработной платы в размере не менее 195 тыс. рублей в месяц при неучете заработка мобилизованных при расчете детских пособий;
  • присвоение статуса ветерана боевых действий, дающего льготы при начислении пенсий, оплате ЖКУ, получении медицинской помощи, а также право на бесплатное профессиональное переобучение;
  • право на рассрочку при оплате налогов (кроме НДФЛ) и услуг ЖКХ;
  • сохранение занятости мобилизованных на время мобилизации и три месяца после демобилизации;
  • трудовые гарантии женам мобилизованных с детьми (запрет на командировки и ночную работу, преимущественное право на оставление на работе при сокращениях);
  • бесплатное санаторно-курортное лечение для военнослужащих и их семей.

Статьи по теме

15. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14) Страницы: 271-275 Выпуск №14395
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ
Смышляев Алексей Викторович
Платонова Наталья Игоревна
Мельников Юрий Юрьевич

социальная политика
здравоохранение
государственное финансирование
медицинская помощь
право на охрану здоровья

Подробнее

1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Страницы: 7-9 Выпуск №10025
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ключникова Ярославна Анатольевна

жилищно-коммунальное хозяйство
государственно-частное партнерство
инвестиции
предпринимательская деятельность

Подробнее

8. Социальное управление и обеспечение Страницы: 161-163 Выпуск №6158
К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА
Игебаева Фания Абдулхаковна

социальная политика
воспроизводство населения
целевые программы
брачно-семейные отношения
рождаемость

Подробнее

16. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Страницы: 181-185 Выпуск №9479
МОРДОВСКИЙ СОВНАРХОЗ: «ДОГОНЯЮЩАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ» ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (1957-1962 гг.)
Биряева Анастасия Владимировна

совнархоз
модернизация
легпром
ИТР
конкуренция

Подробнее

14. Экономика и управление народным хозяйством, предпринимательство, маркетинг, менеджмент Страницы: 179-183 Выпуск №10779
ИНТЕГРАЦИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Новоселова Наталья Николаевна
Краснюк Людмила Владимировна

Промышленность
модернизация
реконструкция
развитие
производственные мощности

Подробнее

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ, МАРКЕТИНГ, МЕНЕДЖМЕНТ Страницы: 159-161 Выпуск №2286
Приоритеты развития социальной политики в России в современных условиях
Джандубаев Махмуд Рамазанович

социальная справедливость
социальная политика
социальные модели государства
бедность и неравенство доходов

Подробнее

5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08) Страницы: 204-210 Выпуск №16680
Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность за преступления, совершаемые должностными лицами и проблемы их правовой регламентации
Карпова Елена Александровна

обстоятельства исключающие уголовную ответственность
специальный субъект преступления
должностное лицо
несовершенство законодательных конструкций
оптимизация

Подробнее

9. Политология Страницы: 180-186 Выпуск №6158
МАТРИЦА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Савкин Святослав Петрович

инвестиционная политика
государственно-частное партнерство
концессионное соглашение
аренда с инвестиционными обязательствами
ГЧП-проект

Подробнее

4. ЭКОНОМИКА РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: РЕФОРМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ Страницы: 149-151 Выпуск №8496
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ЭКБ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ: ПЕРВЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Федорова Лидия Анатольевна
Бочко Александр Эдуардович
Ганина Галина Анатольевна
Ларин Александр Леонидович

импортозамещение
ЭКБ
модернизация
ракетно-космическая отрасль

Подробнее

11. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО Страницы: 156-159 Выпуск №11076
ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПРОЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Терещенко Святослав Владимирович
Епифанова Татьяна Владимировна

государственно-частное партнерство
гарантии
экология
льготы
субсидирование

Подробнее

Резюме

  • После пандемии как развитые, так и развивающиеся страны мира, за исключением Китая, проводят бюджетную консолидацию, то есть приводят расходы бюджета в соответствие с доходами. При этом во многих странах поддержка системы здравоохранения и социальная помощь гражданам остаются приоритетами, расходы сокращаются по другим статьям. Китай же, в отличие от большинства других стран расширяет антикризисные меры поддержки в рамках программы борьбы с коронавирусом и последствиями пандемии. В развитых экономиках в 2022 году были запущены фискальные меры поддержки населения в условиях энергетического кризиса и инфляции.
  • В России существенная часть антиковидных социальных мер была отменена, но в 2022 году появились меры поддержки мобилизованных и их семей, расходы на которые будут сохраняться на высоком уровне даже после демобилизации.
  • В 2022 году социальные расходы в России увеличивались за счет индексации социальных выплат в условиях высокой инфляции, но полностью компенсировать рост цен правительству не удалось.
  • Один из главных трендов российской социальной политики в 2020-е – рост поддержки семей с детьми. С 2023 года вводится система единых семейных пособий – такие социальные выплаты направлены на наименее обеспеченные слои населения и для самых малообеспеченных семей полностью компенсируют потери от роста цен в 2022-м.

Недостаточное внимание к предотвращению социальных проблем:

Недостаточное внимание к предотвращению социальных проблем ведет к тому, что многие проблемы могут нарастать, становиться более сложными и требовать больше ресурсов для их решения. Например, отсутствие эффективной ранней поддержки молодым семьям может привести к ухудшению их экономического положения и возникновению долгосрочных социальных проблем

Для решения этой проблемы необходимо сделать акцент на предотвращении возникновения социальных проблем. Проведение информационных кампаний, образовательных программ и консультаций могут помочь людям приобрести необходимые навыки и знания для предотвращения возникновения проблем

Также важно развивать и поддерживать программы социальной адаптации и интеграции для групп населения, которые находятся в уязвимом положении и наиболее подвержены социальным проблемам

Возможные пути улучшения
1. Увеличение финансирования программ предотвращения социальных проблем.
2. Создание и развитие инфраструктуры для проведения информационных кампаний и образовательных мероприятий.
3. Развитие системы ранней поддержки для семей и отдельных групп населения.
4. Повышение квалификации специалистов, работающих в сфере социального обеспечения, с учетом предотвращения социальных проблем.

Нарушение права на социальную поддержку:

Одной из основных трудностей, которая приводит к нарушению права на социальную поддержку, является недостаточная информированность граждан о доступных им возможностях и правилах получения социальной поддержки. Часто люди не знают, какие меры поддержки имеются, какие документы необходимо предоставить и какой процесс пройти, чтобы получить поддержку. Это приводит к ситуации, когда люди либо не обращаются за помощью, либо делают ошибки при оформлении заявлений.

Другой проблемой является бюрократическая сложность процесса получения социальной поддержки. Часто гражданам приходится заполнять множество анкет, предоставлять различные документы и проходить через сложную процедуру проверки прав на получение поддержки. Это отпугивает некоторых людей, особенно тех, у кого нет достаточного образования или опыта в оформлении документов.

Еще одной проблемой является длительность процесса рассмотрения заявлений на социальную поддержку. Граждане, ожидающие решения, могут оказаться в трудной ситуации и испытывать финансовые трудности во время ожидания. Кроме того, длительность процесса создает дополнительные нагрузки на государственные органы, что может привести к задержкам и ошибкам в рассмотрении заявлений.

Для решения этих проблем необходимо предпринять меры по улучшению системы социального обеспечения

Важно улучшить информационную базу и проводить широкую информационно-просветительскую работу о доступных мерах поддержки. Также необходимо упростить процедуру оформления и проверки заявлений на социальную поддержку, чтобы гражданам было проще получить необходимую помощь

Кроме того, важно сократить время рассмотрения заявлений и ускорить процесс принятия решений.

Проблема Решение
Недостаточная информированность граждан Проведение информационно-просветительской работы
Бюрократическая сложность процесса получения поддержки Упрощение процедуры оформления и проверки заявлений
Длительность процесса рассмотрения заявлений Сокращение времени рассмотрения и ускорение принятия решений

Только путем комплексного подхода и совместных усилий государства и общества можно добиться справедливой и эффективной системы социального обеспечения, которая будет обеспечивать гарантированную социальную поддержку всем нуждающимся гражданам.

Проблемы функций социального обеспечения:

Система социального обеспечения сталкивается с различными проблемами, которые затрудняют ее эффективное функционирование. Некоторые из основных трудностей в системе включают:

  1. Недостаточное финансирование. Одной из основных проблем является недостаток средств, выделяемых на социальное обеспечение. Это может привести к недостаточному покрытию потребностей населения и ограниченной доступности социальных услуг.
  2. Бюрократические процедуры. Сложные и длительные процедуры, связанные с получением социальной помощи, могут создавать трудности для граждан. Они требуют большого количества документации и времени, что может быть особенно проблематичным для людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  3. Несостоятельность системы. Некоторые социальные программы могут быть неэффективными в достижении своих целей. Они могут быть плохо организованы, не отвечать текущим потребностям населения или иметь недостаточное воздействие на уменьшение социальной неравенства.
  4. Недостаточная информированность. Многие люди не имеют полной информации о возможностях и услугах, предлагаемых системой социального обеспечения. Это может привести к неправильному использованию ресурсов, подходящим для их ситуации, или даже к полному игнорированию возможной поддержки.
  5. Дискриминация и неравенство. Система социального обеспечения может быть неравномерно доступной для различных групп населения. Некоторые люди могут столкнуться с дискриминацией или преградами при попытке получения социальной помощи, в то время как другие могут не иметь реальной возможности воспользоваться ими из-за неравенства в доступе.

Для решения этих проблем можно предложить несколько путей улучшения системы социального обеспечения:

  • Увеличение финансирования. Повышение объема выделенных средств на социальное обеспечение может помочь улучшить доступность и качество социальных услуг.
  • Упрощение процедур. Сокращение бюрократических процедур и упрощение документации может существенно улучшить доступность социальной помощи и сократить время, затрачиваемое на ее получение.
  • Оценка и пересмотр программ. Регулярная оценка эффективности социальных программ и их адаптация к современным потребностям населения может помочь в создании более эффективных и результативных программ социального обеспечения.
  • Расширение информационной базы. Улучшение информационной поддержки и разработка программ информирования с целью обеспечения гражданам полной и точной информации о возможностях социального обеспечения.
  • Повышение равенства доступа. Разработка и внедрение политик, направленных на устранение дискриминации и неравенства в доступе ко всем видам социальной помощи.

Индексация социальных выплат

Объемы расходов на пенсионное обеспечение, даже несмотря на введенную в 2021 году единовременную выплату пенсионерам, увеличились на 3,75%. Связан рост с тем, что из-за скачков курса рубля годовая инфляция в России составила почти 12%, что оказалось существенно выше ожиданий начала 2021-го. Из-за этого государство, столкнувшись весной с резким ростом цен, было вынуждено с 1 июня проиндексировать на 10% страховые пенсии неработающим пенсионерам, а также прожиточный минимум и МРОТ (хотя до этого индексация данных показателей происходила и в январе). В результате, по данным Росстата, за 2022 год средний размер назначенных пенсий составил 17 825 рублей.

Надо сказать, что куда более высокими темпами рос минимальный размер оплаты труда – важный показатель, который не столько влияет на уровень зарплат (по данным на конец 2021 года зарплату на уровне МРОТ или ниже получали только 2,5% россиян), но и используется как индикатор для определения семей, нуждающихся в социальной поддержке. За 2022 год МРОТ вырос почти на 20%, и за начало 2023-го он был проиндексирован еще на 6,3%.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: