Нецелевые расходы: ответственность и ограничения

Разграничение расходных обязательств рф, субъектов рф, муниципальных образований

Расходы, финансируемые исключительно из государственного бюджета

Существуют категории расходов, которые финансируются исключительно из государственного бюджета, в частности:

  • обеспечение деятельности Федерального Собрания, Президента, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты и некоторых других федеральных органов власти, а также ряд других категорий расходов на общегосударственное управление. Перечень таких расходов утверждается в федеральном законе о бюджете,
  • содержание федеральной судебной системы,
  • ведение международной деятельности, ориентированной на общегосударственные интересы (к примеру, реализация международных соглашений, международного научного и культурного сотрудничества, внесение взносов в международные организации),
  • обеспечение государственной безопасности и национальная оборона,
  • содействие научно-техническому прогрессу, финансирование фундаментальных исследований в различных отраслях,
  • ликвидация последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, масштаб которых признан федеральным,
  • поддержка атомной энергетики,
  • поддержка морского, воздушного и железнодорожного транспорта,
  • исследование космоса,
  • формирование принадлежащей РФ собственности,
  • пополнение принадлежащих государству запасов драгоценных камней и металлов, государственных материальных резервов,
  • содержание организаций, которые находятся в федеральной собственности или в ведении органов власти Российской Федерации,
  • проведение референдумов и выборов,
  • компенсации расходов по выплате государственных пособий и пенсий, а также прочих социальных выплат, если это финансирование закреплено законодательно.

Комментарий к Ст. 83 Бюджетного кодекса РФ

1. Комментируемая статья применяется в следующих случаях:

— если был принят новый федеральный закон или иной правовой акт, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом;

— если применение федерального закона или иного правового акта порождает бюджетные обязательства, не предусмотренные законом (решением) о бюджете.

2. В отношении описанных случаев комментируемая статья устанавливает два принципа:

— бюджетные средства могут использоваться только для финансирования расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете;

— установление новых бюджетных обязательств, обусловленных принятием или изменением федерального закона (иного нормативного акта), не должно влечь увеличение дефицита бюджета.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)

8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

3. Первый принцип находит свое отражение в п. п. 3 — 5 комментируемой статьи. Так, п. 3 устанавливает, что финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон (решение) о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.

Если предполагается, что в следующем финансовом году бюджетных средств будет недостаточно для финансирования всех расходов, обусловленных действующим законодательством, то в соответствии с п. 4 комментируемой статьи в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год (в виде приложения) указывается перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. В случае, если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования в соответствующем законе (решении) о бюджете, в законе (решении) о бюджете указывается, в какой части не предусмотрено финансирование законодательного (нормативного) акта.

Пункт 5 комментируемой статьи применяется к случаям, когда законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом (решением) о бюджете. Для разрешения возникающей при этом коллизии законодатель установил приоритет закона (решения) о бюджете перед иными нормативными правовыми актами.

4. Второй из названных принципов финансирования расходов, не предусмотренных законом (решением) о бюджете, реализуется в п. п. 1, 2 и 6 комментируемой статьи. Так, при принятии федерального закона либо другого правового акта, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия такого правового акта не финансировались ни одним бюджетом, в указанном правовом акте должны содержаться положения, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты нижестоящих уровней.

Если в законе (решении) о бюджете финансирование расходов, обусловленных федеральными законами или иными нормативными актами, не было предусмотрено, но в процессе исполнения бюджета происходит увеличение объема поступлений доходов бюджета сверх сумм, установленных законом (решением) о бюджете на соответствующий год, дополнительные доходы в первоочередном порядке направляются на финансирование расходов, предусмотренных законодательными и иными нормативными актами, не обеспеченными или обеспеченными частично (не в полной мере) источниками финансирования в бюджете на соответствующий год, если бюджетным законодательством не предусмотрено иное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: