Концепция, характер и содержание финансового обеспечения
Российская финансовая система, являющаяся основным звеном, регулирующим экономические процессы на развивающемся российском рынке, наиболее уязвима для злоупотреблений со стороны преступных элементов, конкурирующих международных корпораций, международных кланов и государств для обеспечения своих интересов на российском рынке в ущерб российской экономике. Правовая база финансовой системы оказалась наиболее отсталым направлением российского законодательства, в значительной степени противоречащим мировой практике и российским международным соглашениям в области банковской и налоговой деятельности.
Быстрые темпы изменений на этапах рыночной реформы не позволили финансовому законодательству достичь стабильного состояния и сформировать такие базовые институты, как правовая база взаимодействия банковской системы с органами государственной власти по вопросам банковского и денежно-кредитного регулирования, формирования системы банковского резерва, обеспечения государственного и иного страхования вкладов, государственного управления фондовым рынком, государственных требований к эмиссии и финансовому обеспечению различных видов ценных бумаг, разграничения компетенции федеральных органов Особую угрозу национальным интересам России представляет неэффективная налоговая система, не обеспечивающая необходимые платежи в государственный бюджет, способствующая деградации отечественного производства и оттоку капитала за рубеж.
Финансово-денежная система в ее нынешнем виде не способна обеспечить денежными ресурсами не только расширенное, но и простое воспроизводство. Она характеризуется неполнотой, проявляющейся в огромных объемах взаимных неплатежей и, что наиболее опасно, в нарушении гарантированного финансирования бюджетных расходов на выплату заработной платы. Финансовые и монетарные инструменты плохо скоординированы как с точки зрения сроков их разработки, так и с точки зрения определения базовых инструментов. Например, размер денежной массы определяется в рамках денежно-кредитной политики, которая разрабатывается в конце года. Между тем, бюджетно-налоговая политика, особенно в отношении долгосрочных стратегических инвестиций, разрабатывается гораздо раньше, без базовой основы в виде денежно-кредитных прогнозов. В экономической литературе практически нет систематического определения понятия «финансовая безопасность», что обусловливает необходимость решения данной проблемы.
Финансовая система — это взаимодействие финансов, управляемых государством, населением и различными хозяйствующими субъектами.
Национальная безопасность страны — это государство, которое подразумевает защиту государства от внешних и внутренних угроз.
Концепция финансовой безопасности Российской Федерации: сущность и значение
В сущности, концепция (от лат. conceptio — понимание, система) представляет собой определяющий способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основную точку зрения на предмет или явление, руководящие идеи для их систематического освещения1.
Концепция обеспечения финансовой безопасности — это политический и экономический курс в деятельности финансовых органов государственной власти, экономических и финансово-банковских структур, направленный на создание условий и ресурсов финансовой стабилизации и экономического роста при сохранении и укреплении единства и целостности Российского государства, его экономического пространства и финансовой системы. Финансовая безопасность регионов должна обеспечиваться всеми средствами и инструментами государственной политики, всеми хозяйствующими субъектами и финансовыми институтами, участвующими в выработке и реализации сформулированной концепции безопасности.
В концепции финансовой безопасности целесообразно структурировать следующие важнейшие аспекты:
— цели и задачи обеспечения финансовой безопасности в конкретных условиях ее социально-экономического развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
— средства и инструменты выбранной концепции;
— пути и направления создания необходимых финансовых условий и финансовых ресурсов возобновления экономического роста;
— средства -и способы противодействия угрозам финансовой
безопасности.
В рамках отмеченных структурных элементов концепции финансовой безопасности необходим анализ текущего состояния финансово-экономических процессов, путей, факторов и способов положительного воздействия на финансово-экономическую ситуацию с целью предотвращения или смягчения угроз неустойчивости, а также решения задач экономической и финансовой стабилизации и создания финансовых условий и ресурсов экономического роста.
Так, в настоящее время в Российской Федерации разработана и действует лишь концепция (доктрина) экономической безопасности в целом.
В Российской Федерации доктрина экономической безопасности была одобрена и введена в действие Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 года «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)»1.
class3 Стратегия обеспечения финансовой безопасности
Российской Федерации и основные меры ее совершенствования class3
Стратегия финансовой безопасности Российской Федерации. Национальная финансовая стратегия
Учитывая сложность глобализационных процессов, сочетание в них как объективных, так и субъективных действий и решений участников процесса, необходима выработка стратегии экономической и финансовой безопасности, отражающей современные и перспективные тенденции в изменении уровня угроз национальным интересам России в сфере экономики и финансов. Безусловно, данная стратегия, в конечном счете, должна воплотиться в документ, формирующий систему официальных взглядов на национальные интересы страны в сфере экономики и финансов, факторы, им угрожающие, а также механизм обеспечения безопасности данных сфер.
Действовавшая ранее Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения), одобренная Указом Президента Российской Федерации № 608 от 29 апреля 1996 г. имела немалое позитивное значение. Следование ее принципиальным положениям в ряде случаев позволяло федеральным органам исполнительной власти принимать правильные и взвешанные решения в области экономики и финансов. Однако срок действия данной стратегии истек в 2001 году.
Необходимость разработки и принятия новой стратегии экономической и финансовой безопасности Российской Федерации определяется не столько истечение срока действия предыдущей стратегии, а рядом объективных и принципиально новых моментов:
переходом социально-экономического развития России из фазы спада в фазу оживления;
существенным повышением требований к национальным интересам России в сфере экономики и финансов;
изменение характера угроз экономическим и финансовым интересам России.
Данные требования должны найти отражение в новой Стратегии экономической и финансовой безопасности государства на период до 2010 года.
Первостепенное значение имеет формулирование в Стратегии национальных интересов Российской Федерации в сфере финансов, а также факторов, им угрожающих.
В качестве важнейшей задачи финансово-экономического развития Российской Федерации на перспективу сейчас становится достижение экономического роста, причем достаточно высокими темпами. Анализ современной социально-экономической ситуации в стране с позиции финансовой безопасности России показывает, что достижение ее экономической неуязвимости от внешних негативных воздействий, а также достижение внутренней стабильности возможно только при условии обеспечения достаточно высоких темпов экономического роста.
Финансовая безопасность Российской Федерации: понятие, сущность, взаимосвязь с другими экономическими категориями
Безопасность характеризует системы различного уровня и функционального назначения. Это может быть государство в целом, отдельная сфера государственной деятельности, промышленное предприятие, финансовая организация, домашнее хозяйство и т.д. Их различает объем ресурсонакопления и ресурсопотребения, а также возможность и особенность собственного целеполагания и управления.
Основное свойство, определяющее безопасность системы, -сбалансированность внутренних и внешних условий ее существования, позволяющая системе реализовывать интересы текущего и будущего ее развития. Именно в этом большинство ученых-экономистов видят сущность категории безопасности1. Любое взаимодействие, а их множество, нарушает равновесие системы. Когда невозможно восстановить ее равновесие в режиме авторегуляции, т.е. если сила ранее действовавшей негативной активности возросла или появилась новая сила, для которой данная система еще не выработала способа противодействия, то необходимо управление безопасностью . Наличие среди внешних условий экономической конкуренции, рыночной неопределенности и коммерческого риска свидетельствует о необходимости создания системы экономической защищенности.
Традиционный взгляд на прибыль как на основную и всеобщую цель функционирования экономики, который в теории и практической деятельности все еще находит свои приверженцев, в настоящее время, необходимо признать, объективно уходит в прошлое. Дефолт 1998 г. окончательно показал ошибочность ориентации современных хозяйственных структур на прибыль как критерий эффективности. Этот критерий в условиях современности уступает место критерию безопасности капитала, т.е. ограничению необоснованного риска.
По мнению проф. Сенчагова В.К. сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборотный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов1.
Экономическая безопасность не является абстрактной теоретической конструкцией экономической науки. Защищенность национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
class2 Система финансовой безопасности государства и
состояние ее обеспечения в современной России class2
Элементы финансовой системы государства, обеспечивающие национальную безопасность
Основными элементами, обеспечивающими гармоничность развития системы финансовой безопасности современного государства, являются:
- Безопасность системы банковских операций, благодаря которой обеспечивается устойчивость и защищенность финансовой системы от неблагоприятных факторов.
- Защищенность элементов, составляющих небанковскую сферу. Этот уровень представлен страховым, фондовым рынком, которые призваны удовлетворять общественные потребности в соответствующих услугах.
- Безопасность системы долговых обязательств (сфера управления задолженностью на внутреннем и внешнем уровне). Ключевым параметром данного элемента является стоимость обслуживания долга, оптимальность соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, собственными и заемными источниками финансирования.
- Защищенность бюджетной системы. Здесь национальная безопасность должна обеспечиваться действиями, направленными на поддержание платежеспособности страны и финансовой устойчивости. Благодаря этому все звенья финансовой системы выполняют те функции, которые на них возложены.
- Безопасность сферы валютных операций. Здесь идет речь о процессах курсообразования, благодаря которым общество доверяет национальной валюте, создавая тем самым условия для планомерного развития экономики государства в целом. В конечном итоге это делает рынок все более привлекательным для внешних инвестиций.
- Защищенность денежно-кредитных отношений, обеспечивающая каждый субъект экономики доступными кредитными ресурсами по выгодным условиям.
Замечание 1
Перечисленные элементы и их слаженная работа – неотъемлемое условие стабильного экономического роста. При наличии проблем в любой из сфер финансовой системы будут страдать и другие ее составляющие, поэтому крайне необходимо обеспечивать системный подход в управлении национальной безопасностью.
Под механизмом обеспечения финансовой безопасности государства понимается система, закрепленная на уровне законодательством и включающая в себя ряд органы, институты, которые осуществляют целенаправленные действия для создания благоприятной почвы для развития национальной экономики. Функционирования данного механизма обеспечивается несколькими составляющими. На правовом уровне механизма разрабатываются законодательные акты и нормативная база, которая выступает регулятором финансовых отношений на всех уровнях. На институциональном уровне обеспечивается качество выполнения установленных принципов и нормативов. На инструментальном уровне субъекты финансовой системы производят те действия, которые в конечном итоге направлены на достижение цели, связанной с обеспечением национальной безопасности.