Финансирование бизнеса: роль государства

Программа «старт»

Переменные и постоянные затраты

Если разбить формулу финансового обеспечения выполнения задания на две части, то видно, что она представляет собой не что иное, как уравнение совокупных затрат, в котором присутствует переменная часть (∑iNi х Vi+ ∑wNw х Vw — ∑iPi х Vi) и постоянная часть (NУН + NСИ).

Формула совокупных затрат имеет следующий вид:

Зсов = Зпер х Объем + Зпост, где:

Зсов – совокупные затраты;

Зпер – переменные затраты на единицу услуг;

Зпост – постоянные затраты.

Данная формула основана на допущении, что все затраты исходя из их чувствительности к колебаниям объема оказываемых услуг делятся на условно-переменные и условно-постоянные. Условно-переменные изменяются пропорционально изменению объема оказываемых услуг (материальные затраты, транспортные расходы, заработная плата основного персонала). Величина условно-постоянных затрат при изменении объема услуг остается более или менее постоянной (содержание и обслуживание зданий и помещений, аренда земли и помещений, зарплата управленческого персонала).

При распределении затрат на группы рассматривают такой интервал времени, при котором рост объема услуг не приводит к увеличению постоянных затрат (не строятся новые здания, не приобретаются новая техника и оборудование, не растет управленческий штат). «Коварство» постоянных расходов заключается в том, что от них практически невозможно отказаться даже в случае полной остановки деятельности учреждения.

Клиентов БУ не волнует ни величина переменных издержек, ни тот объем услуг, который учреждения должны оказывать, чтобы покрыть свои постоянные расходы. Независимые покупатели готовы приобретать услуги по рыночной цене в нужном им количестве. Поэтому покрытие учредителем части постоянных затрат БУ можно квалифицировать как нерыночную меру, характерную для собственника имущества. Однако перечень расходов, не зависящих от объема услуг, ограничен лишь затратами на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения (NУН), и затратами на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания госуслуг и общехозяйственных нужд (NСИ).

Как же возмещаются иные постоянные издержки БУ?

Если обратиться к тексту Положения № 640, то в составе переменной части госзадания можно обнаружить следующие условно-постоянные расходы:

  • на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества с учетом срока их полезного использования (пп. «б(1)» п. 19, пп. «г» п. 20, пп. «б(1)», пп. «ж» п. 29 Положения № 640);

  • на коммунальные услуги (пп. «а» п. 20, пп. «г» п. 29 Положения № 640);

  • на содержание и аренду объектов недвижимого имущества (пп. «б» п. 20, пп. «д» п. 29 Положения № 640);

  • на содержание и аренду объектов особо ценного движимого имущества (пп. «в» п. 20, пп. «е» п. 29 Положения № 640).

Включая большую часть условно-постоянных расходов в переменную часть госзадания, учредитель руководствуется рыночными факторами, выступая уже не в роли собственника имущества, а в роли заказчика. Поддержка необходимого для покрытия постоянных расходов объема услуг как за счет госзадания, так и за счет платной деятельности становится заботой самого БУ. Продемонстрируем чувствительность БУ к изменению госзадания с помощью примера.

Как происходит государственное финансирование бизнеса в России?

Ежегодно органы власти РФ на федеральном и региональном уровне разрабатывают программы для поддержки предпринимательской деятельности. Для их реализации из бюджета выделяются средства, которые в той или иной форме передаются предпринимателям.

Государственные программы финансирования направлены на поддержание самых незащищённых участников рынка – субъектов малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, а также на стабилизацию и стимулирование развития отдельных отраслей

В этом году особое внимание уделяется стимуляции импорта и импортозамещения, развитию IT-сектора и отечественного туризма. Меры поддержки затрагивают и социальные сферы – содействуют трудоустройству молодёжи и малоимущих, защищают интересы мобилизованных и предпринимателей в кризисных регионах

Поддержку можно получить:

  • «живыми» деньгами в форме грантов, которые выдаются на конкурсной основе, или субсидий, которые выплачиваются при выполнении определённых условий;
  • в виде компенсации затрат, например, при использовании льготной ставки по кредиту разницу в процентах с базовой ставкой за предпринимателя выплачивает государство;
  • услугами, которые государство бесплатно предоставляет предпринимателям, оплачивая за них работу специалистов;
  • снижением налоговых и социальных выплат – в этом случае государство фактически не выделяет деньги из бюджета, но сумма недополученных средств также учитывается при распределении бюджета.

При использовании любого способа поддержки у предпринимателя появляется больше свободных денег, которые он может вложить в бизнес.

Снижение расходов

Налоговые льготы и кредитные каникулы для юридических лиц и ИП

За последние несколько лет правительство реализовало множество решений, которые должны снизить нагрузку с МСП в кризисный период:

  • пониженные пени – 1/300 от ставки ЦБ на весь период просрочки;
  • нулевая налоговая ставка для впервые зарегистрированных ИП на УСН (Упрощённая система налогообложения) и ПСН (Патентная система налогообложения), деятельность которых относится к научной, производственной, социальной, бытовой или научной сфере;
  • нулевой налог на имущество для участников СЗПК (соглашения о защите и поощрении капиталовложений);
  • нулевой НДС с доходов от аренды жилья для туристического бизнеса;
  • освобождение от НДС для любых компаний и ИП, чья выручка за 2 последних месяца не превышает 2 млн рублей;

  • кредитные каникулы для компаний, деятельность которых относится к перечню пострадавших отраслей;
  • отмена штрафов и пени при несвоевременной подаче уточнённой декларации при наличии необходимой для уплаты налога суммы на едином налоговом счёте;
  • отсрочка по льготным кредитам по программе «ФОТ 3.0»;
  • налоговая отсрочка и кредитные каникулы для мобилизованных ИП.

Помимо финансовой помощи и снижения налогового и кредитного бремени, государство предлагает и другие меры поддержки малого бизнеса: вводит моратории на проверки, снимает ограничения, упрощает отчётность – все эти послабления помогают бизнесу чувствовать себя комфортнее и концентрироваться на первоочередных задачах.

Будьте в курсе всех полезных мер, чтобы вовремя пользоваться подходящими программами и экономить средства на развитие бизнеса!

Безвозвратное финансирование

Гранты и субсидии для малого бизнеса в 2023 году

Субсидии для МСП

Субсидии – это денежные выплаты от государства, которые предназначены для компенсации некоторых затрат. Задача субсидии – простистимулировать определённые действия со стороны предпринимателей. Субсидии могут быть как одноразовыми, так и постоянными.

На трудоустройство граждан из особых категорий

Предприниматель может получить выплату в размере трёх МРОТ (Минимальный размер оплаты труда), увеличенных на сумму страховых взносов, за каждого трудоустроенного сотрудника, который входит в одну из категорий:

  • безработные, состоящие на учёте в центре занятости;
  • молодые люди до 30 лет;
  • беженцы с Украины, ДНР и ЛНР;
  • работающие граждане, которые находятся под риском увольнения;
  • граждане, которые приехали из других регионов в поисках работы.

Субсидия выплачивается в три этапа: через один, три и шесть месяцев после трудоустройства сотрудника.

На открытие бизнеса (соцконтракт)

Если будущий предприниматель относится к категории малоимущих, он может получить до 350 тысяч рублей на открытие бизнеса, воспользовавшись одним из видов социальных контрактов. Для получения выплаты понадобится предоставить бизнес-план и документы, подтверждающие будущие расходы (договоры, счёта и пр.).

Социальный контракт может использоваться не только для открытия ИП или ООО, но и для организации бизнеса в статусе самозанятого.

Прочие субсидии

Помимо обязательных субсидий, различные государственные ведомства предлагают выплаты на конкурсной основе. Заявки публикуются на сайте «Госуслуги». Сроки приёма заявок обычно не превышают 1-2 месяца.

Чаще всего такие субсидии имеют узкое назначение. Например, в конце 2022 года выплату могли получить компании, которые выпускают периодические издания для инвалидов по зрению.

Получение таких субсидий требует активной работы бухгалтерии: необходимо предоставлять чеки, подтверждающие статьи расходов, или контракты с контрагентами, имеющими определённый статус. Если бухгалтер ведёт учёт документов как попало, это может вызывать трудности с отчётностью по целевому расходованию средств.

Гранты для МСП

Гранты – это невозвратные денежные средства, выделяемые государством или частными фондами для финансирования конкретных проектов. Обычно гранты выделяются на исследования, разработки, социальные программы и другие проекты, которые приносят пользу обществу. При получении гранта компания не обязана возвращать деньги, но обязана соблюдать ограничения по использованию средств и предоставлять отчётность о реализации проекта.

Для молодых предпринимателей

Предприниматели с 14 до 25 лет, зарегистрированные как ИП или юридическое лицо, могут получить грант в размере от 100 до 500 тысяч рублей на создание и развитие своего дела. В ряде регионов максимальная сумма увеличена до 1 млн.

Чтобы получить грант, достаточно не иметь долгов, пройти бесплатное обучение основам бизнеса по госпрограмме и самому вложить в своё дело не менее 25% от запрашиваемой суммы.

Разработчикам комплектующих для импортозамещения

Разработчики деталей, необходимых отраслям отечественной промышленности, могут получить финансовую поддержку в размере до 100 млн на реализацию своего проекта.

Мера направлена на полное импортозамещение в промышленной отрасли.

Для социального бизнеса

Грантовая поддержка до 500 тысяч рублей оказывается представителям МСП, которые имеют статус социального предпринимателя. Чтобы зарегистрироваться в таком качестве, необходимо либо обеспечивать рабочими местами особые социальные группы (матери-одиночки, пенсионеры, бывшие заключённые и пр.), либо производить социально значимые товары или услуги.

Для туристического бизнеса

До 1 августа 2023 года предприниматель может подать заявку в Ростуризм, пройти конкурсный отбор и получить деньги на реализацию туристических проектов, например, организацию пляжей, кемпингов, туристических маршрутов и пр. Сумма гранта зависит от проекта.

Для агробизнеса

Сразу несколько грантов и субсидий предлагается предпринимателям в сельскохозяйственной отрасли:

  • возмещение части затрат на выращивание крупного скота;
  • до 10 млн на развитие агротуризма;
  • до 30 млн на поддержку производства, переработки и реализации с/х продукции;
  • до 5 млн на запуск аграрного бизнеса.

На реализацию цифровых решений импортозамещения

До конца 2024 года предприниматели из реестра МСП могут сэкономить 50% от стоимости лицензий на ПО от отечественных разработчиков, участвующих в программе. Компенсация оформляется продавцом ПО прямо в момент покупки.

Достоинства федеральных целевых программ как инструмента финансирования бюджетных инвестиций

Государство и муниципалитеты аккумулируют значительные финансовые ресурсы, которые для обеспечения благосостояния населения и социально-экономического развития государства и муниципальных территорий необходимо эффективно осваивать

Последние десятилетия в теории и практике публичного управления особое внимание стало уделяться таким инструментам бюджетирования и инвестирования, как стратегическое планирование, целевые программы и пр

В качестве основных положительных аспектов федеральных целевых программ как инструмента финансирования бюджетных инвестиций следует рассматривать:

  • системность. Программа представляет собой систему мероприятий, которые призваны комплексно воздействовать на проблемы в приоритетных сферах публичного управления. При этом реализация мероприятий обеспечивается определенными ресурсами в конкретные сроки ответственными субъектами;
  • управляемость. Программы предусматривают не только комплекс мероприятий, которые необходимо осуществить с освоением установленного объема ресурсов ответственным субъектам в определенные сроки, но и инструменты контроля над эффективностью осуществления таких мероприятий и, соответственно, эффективностью освоения бюджетных ресурсов;
  • установление источников и объемов финансирования. Важным требованием к федеральным целевым программам выступает реальность, то есть про мероприятия программы разрабатываются исходя из тех ресурсов, которые наличествуют у территории или которые обоснованно могут быть привлечены. Все мероприятия программы должны быть финансово обеспечены;
  • универсальность. Основное свойство целевых программ заключается в том, что этот инструмент применим для развития любой отрасли отечественного хозяйства и применим на любой территории, более того, программы могут предусматривать межотраслевое комплексное воздействие на смежные сферы общественных отношений.

Значение федеральных целевых программ как инструмента финансирования бюджетных инвестиций

Развитие отечественной экономики, в том числе ее инновационное обновление, а также социальное развитие невозможно без привлечения инвестиций. Первоочередное значение здесь отводится инвестициям, направляемым из бюджетов бюджетной системы страны в приоритетные для социально-экономического развития государства, отдельных территорий отрасли.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Современная государственная инвестиционная политика в качестве основных целей предусматривает:

  • установление направлений бюджетных ресурсов в приоритетные для социально-экономического развития государства, отдельных территорий отрасли хозяйствования;
  • формирование благоприятной среды для привлечения инвестиций частного сектора и прямое инвестирование в инновационное обновление экономики, прежде всего, в науку и посреднические институты для вывода инноваций на рынок;
  • установление и реализация методов, способов и инструментов стимулирования субъектов частного бизнеса к инвестированию в приоритетные для социально-экономического развития отрасли и др.

Сегодня в качестве главного инструмента финансирования бюджетных инвестиций используются федеральные целевые программы. Такие программы представляют собой систему мероприятий научно-исследовательского, производственного, социально-экономического, организационного и иного характера, которые увязаны по источникам и объемам финансирования, срокам, а также исполнителям для комплексного эффективного решения задач в различных сферах публичного управления.

Такие программы предусматривают комплексное воздействие для социально-экономического развития или развития отдельных сфер. При этом такие программы позволяют четко отслеживать освоенные инвестиции и эффективность их освоения.

План действий: как получить финансирование на открытие и развитие бизнеса от государства

Изучите возможные источники финансирования от государства. В каждом регионе могут быть различные программы и механизмы поддержки малого и среднего бизнеса, поэтому лучше обращаться за уточнением не только в федеральные, но и в местные организации, занимающиеся поддержкой предпринимателей.

Ознакомьтесь с условиями и требованиями доступных программ.

Подготовьте бизнес-план. Он должен содержать подробную информацию о вашем бизнесе, описывать цели и стратегию развития, анализировать рынок и конкурентов, предоставлять смету по расходам, необходимым для реализации проекта.

Выберите программу поддержки, требованиям которой подходит ваш бизнес

Обратите внимание на взаимоисключающие программы – если вы уже пользуетесь одной, то другая будет недоступна.

Соберите необходимые документы и подготовьтесь к предоставлению заявки. Уточнить список документов можно напрямую в фонде или ведомстве, отвечающем за распределение средств

Обычно, для получения финансирования, требуется предоставить бизнес-план, финансовые отчеты, выписки из реестра юридических лиц.

Оформите заявку на получение финансирования.

Приготовьтесь к обсуждению заявки и взаимодействию с организацией, предоставляющей финансирование. Возможно, потребуется предоставление дополнительной информации или проведение собеседования.

Ожидайте результатов. Рассмотрение заявки может занять несколько недель или даже месяцев. В случае положительного решения вы получите необходимые финансовые ресурсы и сможете начать реализацию своего бизнес-плана. В случае отказа – можно доработать план и переподать заявку или воспользоваться другой программой.

Специфика использования федеральных целевых программ как инструмента финансирования бюджетных инвестиций

Для эффективного решения задач публичного управления за счет использования федеральных целевых программ как инструмента освоения бюджетных ресурсов, инвестирования в приоритетные для социально-экономического развития государства и отдельных территорий сферы, необходимо учитывать особенности применения указанного инструмента:

  • разработка целевых программ должна осуществляться в прямом соответствии с целями и задачами стратегического планирования социально-экономического развития государства или отдельных территорий. Кроме того, должны использоваться эффективные инструменты отбора программ, наиболее перспективных с точки зрения эффективности;
  • программы должны быть четко ориентированы на специфические характеристики территории и имеющиеся ресурсы, а также ресурсы, которые обоснованно можно привлечь для реализации программы. Недопустимо разрабатывать значительное количество программ, мероприятия которых не обеспечены необходимыми финансовыми, организационными и иными ресурсами. Обратное приводит к тому, что финансовые ресурсы привлекаются для старта программы, однако в последующем недостаток финансовых ресурсов ведет к сокращению мероприятий и программ и не достижению тех социально полезных целей, для которых она разрабатывалась и реализовывалась;
  • эффективность использования указанного инструмента подтверждается тем, что в период реализации программы она не требует постоянного привлечения дополнительных ресурсов. Обратное свидетельствует о том, что система мероприятий и источников финансирования, утвержденная при разработке программы не соответствовала реальным обстоятельствам и потому не являлась надежным инвестиционным проектом и др.

«Зонтичный» механизм для получения заёмного финансирования

АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» или просто «Корпорация МСП» отвечает за реализацию главных мер поддержки малого и среднего бизнеса: программы госфинансирования, развитие малого предпринимательства, цифровизацию отношений между предпринимателями и государством.

Корпорация также помогает бизнесу активнее пользоваться кредитными продуктами. Одно из направлений её деятельности – предоставление «зонтичного» поручительства.

Что такое «зонтичное» поручительство? Обычно, если у предпринимателя не хватает залога для обеспечения кредита, банк значительно повышает ставку, чтобы компенсировать свои риски – такие условия невыгодны, а иногда и неподъемны для бизнеса. «Корпорация МСП» выступает поручителем в кредитной сделке и берёт на себя 50% рисков перед банком. Благодаря этому, предпринимателю получает кредит по меньшей ставке.

Программно-целевое финансирование национальных проектов

Разработка приоритетных нацпроектов началась в стране в 2005 году, когда Президент РФ поставил ряд социальных задач по повышению качества жизни граждан в сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства, обеспечения жильем. Приоритетные проекты — часть долгосрочного планирования социально-экономического развития страны. Они помогают решать важные проблемы совместными усилиями бизнеса, государства, общества, перевести экономику на инновационный путь развития.

На начальном этапе национальные программы финансировала, преимущественно, федеральная казна. Однако масштабность проектов потребовала дополнительных денежных ресурсов, что потребовало привлечения средств региональных, местных бюджетов, инвестиций предприятий всех форм собственности, частных лиц.

Программно-целевой подход к финансированию, как способ реализации приоритетных национальных проектов, позволяет:

  • расходовать деньги на определенные цели;
  • рационально распределять ресурсы для своевременного решения конкретной проблемы;
  • эффективно расходовать бюджетные, привлеченные средства в рамках действующей программы;
  • контролировать ход достижения результата и использование государственных субсидий.

Нацпроекты, реализуемые Правительством России, существенно отличаются по объемам выделяемых средств и источникам их поступления, например:

В проектах, требующих большого объема вложений, основное обеспечение (больше 50%) осуществляется за счет инвестиций госкорпораций, фондов и других внебюджетных источников финансирования.

Коэффициент платной деятельности

Коэффициент платной деятельности (КПД) представляет собой инструмент, с помощью которого бремя содержания части затрат на имущество распределяется между основной и платной деятельностью учреждения.КПД определяется как отношение планируемого объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии и доходов от платной деятельности.

Как известно, доходы, полученные бюджетными учреждениями от оказания платных услуг, выполнения платных работ, поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений ( ГК РФ). Через КПД часть таких доходов изымается на покрытие затрат, связанных с уплатой имущественных налогов и с содержанием не используемого в основной деятельности имущества. Насколько обоснованно данное распределение постоянных затрат? С позиции государства – это справедливо, ведь БУ, оказывая платные услуги, использует помещения, принадлежащие учредителю. С точки зрения БУ – данная мера в некоторых случаях может показаться избыточной, так как софинансируются расходы, размер которых учреждение, не являясь собственником имущества, не в состоянии полностью контролировать.

Пример 4.

Субсидии на выполнение госзадания составляют 4 200 тыс. руб.; платные услуги – 1 470 тыс. руб. (эти величины носят справочный характер, в расчете текущего КПД не участвуют, они лишь иллюстрируют структуру поступлений БУ); КПД – 0, 64915; налог на имущество – 50 тыс. руб., затраты на содержание неиспользуемого имущества – 250 тыс. руб.

Рассчитаем затраты, которые подлежат покрытию:

а) за счет финансового обеспечения выполнения госзадания – (50 + 250) х 0,64915 = 194,745 (тыс. руб.);

б) за счет платной деятельности – (50 + 250) х (1 — 0,64915) = 105,255 (тыс. руб.). Или (50 + 250) — 194,745 = 105,255 (тыс. руб.).

* * *

Итак, порядок расчета объема финансового обеспечения выполнения госзадания стимулирует БУ к экономии, рациональному использованию имущества и развитию платной деятельности. Наиболее критичная проблема управления финансами в свете возмещаемых за счет субсидии затрат заключается в минимизации убытков от имущества, не задействованного ни при выполнении госзадания, ни при оказании платных услуг, выполнении платных работ. Возможно, некоторые учреждения в состоянии покрыть убытки за счет высоких доходов от платной деятельности. Но такое положение не может сохраняться длительный период без ущерба финансовому благополучию БУ. Наиболее предпочтительный вариант решения проблемы – сдача имущества в аренду или расширение платной деятельности за счет эксплуатации свободных площадей.

Нормативный метод учета затрат

Применение нормативного метода при исчислении объема госзадания влечет для БУ экономию в случае превышения нормативных затрат над фактическими или перерасход выделенных средств, если установленные нормативные значения ниже фактических показателей БУ.

С учетом того, что в силу ч. 17 ст. 30 Закона № 83-ФЗ полученная в ходе выполнения госзадания экономия не изымается в бюджет, а остается в распоряжении БУ для достижения уставных целей, учреждение заинтересовано в снижении затрат. Таким образом, применение нормативного метода стимулирует БУ к рациональному расходованию всех видов ресурсов, повышению эффективности их использования и выявлению скрытых резервов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: