Организация финансов муниципального управления

Правила и порядки финансового обеспечения государственных учреждений

Что такое муниципальные финансы?

Определение 1

Муниципальные финансы (местные финансы) – это финансовые ресурсы, которые формируются и расходуются на уровне муниципального образования. Также под муниципальными финансами можно понимать систему социально-экономических отношений, которые возникают в рамках формирования, распределения и расходования денежных средств для решения задач на уровне муниципалитета.

Данные отношения возникают между государственными органами власти муниципального уровня и частными лицами, проживающими на территории муниципального образования, а также субъектами хозяйствования, реализующими деятельность на такой территории.

Стоит отметить, что в соответствии с действующим законодательством к местным финансам также относят и финансы сельских и городских поселений, городов и районов.

Статья: Муниципальные финансы, их роль в развитии местного хозяйства и улучшении социального обслуживания населения

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Муниципальные финансы можно рассматривать как в узком, так и в широком понимании. Так, в рамках узкого понимания под местными финансами понимают систему социально-экономических отношений, которые могут возникать в рамках формирования и расходования финансовых ресурсов, которые находятся в непосредственном распоряжении у муниципальных органов власти. В действительности подобная постановка вопроса сводит составляющую муниципальных финансов к содержанию местного бюджета.

Если говорить о муниципальных финансах в широком смысле, то в систему муниципальных финансов в обязательном порядке включаются все местные финансы, в том числе финансы отдельных субъектов хозяйствования, а также частных лиц, которые могут быть направлены на развитие территории муниципалитета. Подобный подход к трактовке данного термина можно применять, так как на территории, подконтрольной муниципалитету, функционируют финансовые подсистемы органов власти различных уровней, домохозяйства, а также организации всех форм собственности. Как правило, с подобной точки зрения местные финансы можно рассматривать при формировании финансовых планов на будущие периоды, разработке среднесрочных и долгосрочных перспектив развития государства, вычислении налогового потенциала и разработке положений финансовой политики. Таким образом, в данном контексте в качестве системообразующего элемента муниципальных финансов выступает бюджет местного уровня, в котором аккумулируются местные финансовые ресурсы для решения вопросов муниципального уровня. Местные финансы или финансы местных (муниципальных) образований органов управления являются важным составляющим звеном финансовой государственной системы.

На сегодняшний день муниципальные финансы можно назвать экономической основой местного самоуправления наравне с собственностью муниципалитетов, имуществом, которое находится в государственной собственности и передано в управление органам местного самоуправления, прочих объектов собственности, которые используются в рамках удовлетворения потребностей населения муниципального образования.

Наиболее приоритетной задачей для любого муниципалитета на современном этапе развития можно назвать доведение до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными категориями граждан. За счет денежных средств таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь предприятий местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, услуги которых являются одним из важнейших элементов обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований.

Организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти регионального уровня на сегодняшний день реализуется на основании положений действующего законодательства РФ.

Наиболее важной проблемой, с которой на сегодняшний день довольно часто сталкиваются руководители муниципалитетов можно назвать дефицит финансовых ресурсов не только финансирования развития, но и на осуществление текущей деятельности. Стоит отметить, что подобная проблема характерна не только для России, но и для всех стран, в том числе и развитых, что связано с тем, что вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципальных образований — это прежде всего вопрос о доходах бюджетов муниципального уровня

Укрепление доходной базы местных бюджетов

В 2013–2015 годах на федеральном уровне происходило поэтапное укрепление доходной базы местных бюджетов во исполнение майского указа Президента РФ № 601, предусматривающего принятие мер по повышению бюджетной обеспеченности муниципальных образований путем зачисления в местные бюджеты отдельных налоговых и неналоговых доходов, поступавших ранее в федеральный и региональные бюджеты.

Так, за 2015 год объем дополнительных налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов с учетом принятых мер составил около 50 миллиардов рублей (в том числе от патентной системы и ЕСХН — 5,6 миллиарда рублей, доходов от распоряжения земельными участками, госсобственность на которые не разграничена, — 15,6 миллиарда рублей, акцизов на нефтепродукты — 27,8 миллиарда рублей), или 3,9% объема налоговых и неналоговых доходов. Ожидается, что по итогам 2016 года объем дополнительных поступлений увеличится еще более чем на 4,2 миллиарда рублей за счет зачисления в местные бюджеты (вместо федерального) 15% платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Во исполнение «антикризисного» плана действий Правительства РФ на 2016 год, а также по инициативе депутатов от партии «Единая Россия» 2 июня 2016 года принят Федеральный закон № 178‑ФЗ, предусматривающий продление срока действия ЕНВД на трехлетний период до 1 января 2021 года. Данная мера позволит обеспечить стабильность и предсказуемость условий ведения предпринимательской деятельности и планирования доходов местных бюджетов (за 2015 год от применения ЕНВД поступило 77 миллиардов рублей, или 7,7% налоговых доходов местных бюджетов, за 10 месяцев 2016 года — 69,3 миллиарда рублей, или 8,4% налоговых доходов).

3 июля 2016 года принят Федеральный закон № 334‑ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс, в соответствии с которым на муниципальном уровне уточнены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. С 2017 года полномочия по предоставлению таких земельных участков закрепляются в городском поселении — за органом местного самоуправления городского поселения, в сельском поселении — за органом местного самоуправления муниципального района. Это будет соответствовать действующему зачислению платы за распоряжение такими участками в доходы бюджетов муниципальных районов по статье 62 БК РФ и снимет множество вопросов в указанной сфере.

В 2016 году Федеральным казначейством за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета продолжают предоставляться бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) сроком до 50 дней. Список муниципальных образований — получателей кредита размещен на сайте Федерального казначейства. Минфин России совместно с Федеральным казначейством продолжит работу по дальнейшему расширению числа возможных получателей таких кредитов на муниципальном уровне. В настоящее время рассматриваются проекты нормативных правовых актов об установлении критериев отбора муниципальных образований — получателей таких бюджетных кредитов.

Решается проблема, связанная с установленными статьей 19 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 360‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» особенностями определения кадастровой стоимости объектов, приводящими к уменьшению налогооблагаемой базы по имущественным налогам. Государственной думой 18 ноября 2016 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий в том числе внесение изменений в статью 19 указанного Федерального закона № 360‑ФЗ, согласно которым мораторий на изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости вводится только по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, принятому не позднее 20 декабря 2016 года. Таким образом, субъекты РФ в случае нецелесообразности такого моратория получат возможность не принимать решение о его введении.

Кроме того, на рассмотрение в Государственную думу внесен законопроект о переносе с 1 декабря на 1 октября сроков уплаты имущественных налогов, принятие которого окажет положительное влияние на собираемость налогов и сбалансированность региональных и местных бюджетов.

Местный бюджет как отражение структуры финансов местного самоуправления

Традиционно бюджет трактуется в качестве описи расходов и доходов определенной территории публичного управления. Однако фактически бюджет не только способ структурировать доходы и расходы муниципалитета, но и важный управленческий инструмент реализации определенной политики публичной власти.

Местный бюджет выступает отражением структуры финансирования социально-экономического развития муниципалитета.

Местный бюджет структурно состоит из расходной и доходной частей. Расходы местного бюджета, в свою очередь, традиционно подразделяются на обязательное и необязательные, текущие и расходы на развитие. Обязательные расходы предполагают аккумуляцию финансов для развития муниципального хозяйства. Необязательные расходы характеризуется как расходы на мероприятия краткосрочного характера.

Доходы местного бюджета традиционно включает в себя следующие элементы:

  • это налоговые доходы;
  • это неналоговые доходы;
  • это доходы, которые муниципалитет привлекает за счет собственной хозяйственной деятельности;
  • это средства, которые муниципалитет привлекает в форме муниципальных кредитов и займов.

Первые две группы названных источников дохода бюджета в определенной степени средства, которые аккумулирует государство за счет налогов и сборов, а также платы за государственные услуги, которые взимаются с населения. Последние две группы доходов прямо связаны с имеющимися в распоряжении муниципального образования ресурсами и управленческим потенциалом муниципалитета.

Элементы структуры финансов местного самоуправления

Определение 1

В самом общем виде финансы местного самоуправления можно охарактеризовать как финансовые средства, которыми располагает муниципалитет для решения вопросов местного значения, обеспечения социально-экономического развития муниципалитета.

В число источников формирования финансов местного самоуправления входят следующие финансовые ресурсы:

  • это финансовые средства, которые предоставлены государством органам публичной власти местного уровня в качестве доходных источников;
  • это собственные финансовые средства муниципалитета, которые формируются органами публичной власти местного уровня посредством управленческой деятельности в виде извлечения доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, взимания платы за оказание муниципальных услуг, привлечения налоговых поступлений и другие;
  • это заемные финансовые средства, которые привлекаются органами публичного управления местного уровня посредством муниципальных займов и кредитов.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Замечание 1

Основные источники формирования финансов местного самоуправления образуют их структуру.

Соотношение приведенных выше элементов в структуре финансов местного самоуправления определяет степень самостоятельности населения и образуемых им органов публичного управления на уровне муниципалитета в решении местных вопросов. Когда доля привлекаемых из федерального или регионального бюджетов средств и заемных средств превышает собственные доходы муниципального образования, муниципалитет фактически попадает в зависимость от органов публичного управления регионального или федерального уровней или кредитных организаций.

Замечание 2

Иными словами, самостоятельность муниципалитета во многом определяется долей собственных средств муниципалитета в структуре финансов местного самоуправления.

Влияние планирования на структуру финансов местного самоуправления

Планирование финансов местного самоуправления выступает одним из важнейших инструментов управленческой деятельности муниципальных органов власти. Планирование финансов местного самоуправления традиционно осуществляется в следующих формах:

  • планирование в долгосрочной форме. Такое планирование предполагает установление приоритетных направлений социально-экономического развития муниципалитета и, соответственно, определение приоритетных областей финансирования. Исходя из определенных таким образом предстоящих расходов муниципалитетов происходит планирование развития доходной базы местного самоуправления;
  • планирование финансов местного самоуправления в среднесрочной форме. Здесь расходы местного самоуправления планируется в форме инвестиционных проектов. В свою очередь, планирование привлечения финансов местного самоуправления осуществляется посредством определения видов и объемов необходимого финансирования под конкретные инвестиционные проекты;
  • планирование финансов местного самоуправления в краткосрочной форме. Здесь планирование расходов местного самоуправления осуществляется на основе инвестиционных проектов и определения объемов необходимого текущего финансирования на конкретный год. В свою очередь, для планирования доходов составляется прогноз поступлений от различных источников финансирования местного самоуправления, их роспись и закрепление за конкретной бюджетной расходной статьей.

Наиболее важным для постоянного прогрессивного социально-экономического развития муниципалитета является планирование в долгосрочной форме, которое позволяет определить приоритетные направления развития муниципалитета и обеспечивать финансирование за счет постоянного развития доходных источников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: