Эффективное управление целевым финансированием в организации

Целевое финансирование организации. бухучет

Срок полезного использования и потребность.

Для планирования финансово-хозяйственной деятельности учреждения в целом (а не только составления плана поступлений и выбытий по кассовому методу) необходимо установление определенных критериев. Соответствие или несоответствие деятельности учреждения таким критериям будет основой для проведения анализа и выявления узких мест.

Поскольку деятельность любого государственного учреждения невозможна без машин, оборудования и другого движимого имущества, составляющего основные средства, установление соответствующего критерия в отношении основных средств является наиболее актуальным.

В настоящее время в целях бухгалтерского учета используется такой показатель, как срок полезного использования (СПИ), определение которого содержится в п. 44 Инструкции № 157н. Порядок определения СПИ установлен в п. 35 ФСБУ «Основные средства».

Отметим, что СПИ, как правило, для объектов основных средств устанавливается единовременно при их постановке на бухгалтерский учет. И далее СПИ используется только в целях бухгалтерского учета.

Но наличие СПИ не позволяет контролировать степень использования объектов основных средств в различных подразделениях учреждения. В одних подразделениях они могут эксплуатироваться более интенсивно, в других – менее. В результате более интенсивной эксплуатации объекты ОС могут чаще требовать ремонта, выходить из эксплуатации. Кроме того, в результате внедрения информационно-цифровых технологий для исполнения требований нормативных документов отдельным подразделениям необходимо более частое обновление оборудования. При этом заменяемое оборудование обычно является пригодным к дальнейшей эксплуатации в рамках установленного для него СПИ.

В результате хозяйственной деятельности в учреждении могут накапливаться объекты основных средств, обладающие полезным потенциалом и экономическими выгодами, но в силу ряда причин не используемые некоторыми подразделениями. При этом другие подразделения учреждения имеют потребность в таких объектах ОС, но не имеют информации об их высвобождении. В отсутствие обозначенной информации подразделения требуют закупки нового оборудования, что приводит как к необоснованному расходу денежных средств, так и к неэффективному использованию имеющегося парка оборудования. Допустим, подразделение приобретает принтеры и офисную мебель. В учреждении на складе есть принтер и офисные стулья, но данная информация не распространяется среди подразделений учреждения. Если бы такая информация была, то подразделение, подав заявку на принтеры и мебель, могло бы их получить со склада, не затратив денежных средств.

Службы, осуществляющие закупку, и бухгалтерия в силу специфики своих функций не могут контролировать потребности в приобретении нового имущества, а также степень его эксплуатации. Тем не менее отсутствие соответствующего контроля приводит к принятию руководителем учреждения неверных управленческих решений. Для усиления контроля за использованием имущества учредителю или самому учреждению целесообразно разработать и утвердить локальным нормативным актом нормы обеспеченности имуществом (НОИ) для каждого подразделения учреждения.

НОИ могут разрабатываться сроком на определенный период: год, три года и т. д. При этом они могут корректироваться с учетом изменения целей и задач, поставленных отдельным подразделениям учреждения, как в большую, так и в меньшую сторону. Устанавливаться НОИ могут исходя из сложившейся практики эксплуатации того или иного имущества. Например, очевидно, что в бухгалтерии принтеры используются более интенсивно, чем в каком-то вспомогательном хозяйственном подразделении. Следовательно, нормы обеспеченности в принтерах для бухгалтерии могут быть меньше, чем для такого вспомогательного подразделения.

Нормы обеспеченности на предстоящий год целесообразно утверждать в ноябре-декабре отчетного года.

Результаты анализа наличия эксплуатируемого в учреждении имущества будут основой для разработки плановых документов на предстоящий год (бюджетной сметы, плана ФХД, плана-графика закупок).

Что такое муниципальные финансы?

Определение 1

Муниципальные финансы (местные финансы) – это финансовые ресурсы, которые формируются и расходуются на уровне муниципального образования. Также под муниципальными финансами можно понимать систему социально-экономических отношений, которые возникают в рамках формирования, распределения и расходования денежных средств для решения задач на уровне муниципалитета.

Данные отношения возникают между государственными органами власти муниципального уровня и частными лицами, проживающими на территории муниципального образования, а также субъектами хозяйствования, реализующими деятельность на такой территории.

Стоит отметить, что в соответствии с действующим законодательством к местным финансам также относят и финансы сельских и городских поселений, городов и районов.

Статья: Муниципальные финансы, их роль в развитии местного хозяйства и улучшении социального обслуживания населения

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Муниципальные финансы можно рассматривать как в узком, так и в широком понимании. Так, в рамках узкого понимания под местными финансами понимают систему социально-экономических отношений, которые могут возникать в рамках формирования и расходования финансовых ресурсов, которые находятся в непосредственном распоряжении у муниципальных органов власти. В действительности подобная постановка вопроса сводит составляющую муниципальных финансов к содержанию местного бюджета.

Если говорить о муниципальных финансах в широком смысле, то в систему муниципальных финансов в обязательном порядке включаются все местные финансы, в том числе финансы отдельных субъектов хозяйствования, а также частных лиц, которые могут быть направлены на развитие территории муниципалитета. Подобный подход к трактовке данного термина можно применять, так как на территории, подконтрольной муниципалитету, функционируют финансовые подсистемы органов власти различных уровней, домохозяйства, а также организации всех форм собственности. Как правило, с подобной точки зрения местные финансы можно рассматривать при формировании финансовых планов на будущие периоды, разработке среднесрочных и долгосрочных перспектив развития государства, вычислении налогового потенциала и разработке положений финансовой политики. Таким образом, в данном контексте в качестве системообразующего элемента муниципальных финансов выступает бюджет местного уровня, в котором аккумулируются местные финансовые ресурсы для решения вопросов муниципального уровня. Местные финансы или финансы местных (муниципальных) образований органов управления являются важным составляющим звеном финансовой государственной системы.

На сегодняшний день муниципальные финансы можно назвать экономической основой местного самоуправления наравне с собственностью муниципалитетов, имуществом, которое находится в государственной собственности и передано в управление органам местного самоуправления, прочих объектов собственности, которые используются в рамках удовлетворения потребностей населения муниципального образования.

Наиболее приоритетной задачей для любого муниципалитета на современном этапе развития можно назвать доведение до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными категориями граждан. За счет денежных средств таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь предприятий местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, услуги которых являются одним из важнейших элементов обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований.

Организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти регионального уровня на сегодняшний день реализуется на основании положений действующего законодательства РФ.

Наиболее важной проблемой, с которой на сегодняшний день довольно часто сталкиваются руководители муниципалитетов можно назвать дефицит финансовых ресурсов не только финансирования развития, но и на осуществление текущей деятельности. Стоит отметить, что подобная проблема характерна не только для России, но и для всех стран, в том числе и развитых, что связано с тем, что вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципальных образований — это прежде всего вопрос о доходах бюджетов муниципального уровня

Бухгалтерский учет

Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

  • ДТ86 КТ08. Направление денег на покупку ОС и нематериальных активов.
  • ДТ86 КТ10. Направление денег на покупку материальных активов.
  • ДТ86 КТ70. Направление денег на выплату зарплат.
  • ДТ86 КТ60. Направление средств на погашение долгов перед поставщиками.
  • ДТ86 КТ51,76. Возврат денег, которые не были истрачены.
  • ДТ51 КТ86. Получение средств от государства.
  • ДТ76 КТ86. Получение средств за счет бюджетного финансирования.
  • ДТ60,76 КТ51. Применение средств, полученных безвозмездно, на покрытие текущих расходов.
  • ДТ86 КТ98-2. Отражение средств, полученных на безвозмездной основе.

Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

  • 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
  • 86.2. Получение денег из прочих источников.

Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег

Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

Примеры

Производственная структура получила от государства на безвозмездной основе средства на приобретение оборудования. В бухучете отражаются следующие проводки:

  • ДТ60 КТ51. Оплата основного средства. Деньги направляются поставщику.
  • ДТ08-4 КТ60. Поступление ОС на производство.
  • ДТ01 КТ08-4. ОС введено в эксплуатацию.
  • ДТ86 КТ98-2. Отражение целевого направления денег в составе доходов следующих периодов.
  • ДТ20, 23, 25-26, 29,44 КТ02. Начисление амортизации.
  • ДТ98-2 КТ91-1. Включение доходов следующих периодов в объеме рассчитанной амортизации в состав прочих доходов.

Рассмотрим другой пример с НКО. Некоммерческое образование получило средства на организацию благотворительного мероприятия. При этом будут использованы следующие проводки:

  • ДТ20 КТ60,76. Было проведено благотворительное мероприятие за счет государственных средств.
  • ДТ20, 26 КТ10. Расход материалов.
  • ДТ20,26 КТ70, 69. Начисление зарплат и страховых взносов.
  • ДТ60, 76 КТ51. Оплата услуг исполнителя, подрядчика, поставщика.
  • ДТ69 КТ51. Направление страховых взносов в фонды.
  • ДТ70 КТ50. Выдача зарплата.
  • ДТ86 КТ20, 26. Траты списаны за счет средств ЦФ.

Последняя проводка используется только после того, как оплачены текущие расходы. По каждой проводке нужно отразить точную сумму операции, а также первичные документы.

Требования к плану.

Основным финансовым документом бюджетного и автономного учреждений является план финансово-хозяйственной деятельности. Минфин Приказом от 31.08.2018 № 186н утвердил Требования к составлению и утверждению плана ФХД государственного (муниципального) учреждения (далее – Требования № 186н), которые применяются при планировании на 2020 год (на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов). Этим же приказом Минфин признал утратившим силу с 1 января 2020 года Приказ от 28.07.2010 № 81н (далее – Приказ № 81н), которым утверждены действующие в этом году требования к плану ФХД.

Согласно п. 6 Требований № 186н, как и прежде, план ФХД составляется по кассовому методу. То есть в данном документе планируются денежные поступления и выбытия средств со счетов учреждения по определенным направлениям. При этом выбытия денежных средств со счетов учреждения рассматриваются как расходы, которые рассчитываются определенным образом.

Так, расчеты (обоснования) расходов на приобретение основных средств и материальных запасов в последние годы, включая текущий (2019) год, планировались с учетом норм обеспеченности, выраженных в натуральных показателях, установленных правовыми актами (п. 11 Приказа № 81н). Но теперь в п. 40 Требований № 186н уточнено, что нормы обеспеченности для расчета расходов на приобретение объектов движимого имущества (в том числе оборудования, транспортных средств, мебели, инвентаря, бытовых приборов) учитываются только при их наличии. А расходы на приобретение материальных запасов в соответствии с п. 41 Требований № 186 планируются с учетом их потребности и наличия остатков в запасе, нормы обеспеченности уже не упоминаются.

К сожалению, из текста Требований № 186н трудно понять, какие нормы обеспеченности должны быть в наличии. Отметим, что нормы обеспеченности имуществом могут выражаться как в натуральных, так и в стоимостных показателях.

Например, Приказом Госкомспорта РФ от 26.05.2003 № 345 утверждены номенклатура и необходимое количество спортивного инвентаря и оборудования по каждому виду спорта, которые должны быть в спортивных сооружениях массового пользования. Вероятно, в Приказе № 81н именно такого рода нормы обеспеченности, выраженные в натуральных показателях, предполагалось использовать при планировании деятельности учреждений.

Но нормы обеспеченности могут выражаться и в денежном виде. Так, Распоряжением Минобрнауки РФ от 18.05.2016 № Р-204 утверждена Методика определения нормативов обеспеченности объектами недвижимого имущества и ОЦДИ при расчете базовых нормативов затрат на оказание госуслуг по реализации образовательных программ высшего образования. Согласно п. 8 данной методики минимальный размер норматива обеспеченности объектами ОЦДИ в стоимостном выражении в расчете на единицу показателя объема государственной услуги по реализации образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета, магистратуры должен составлять:

  • 15 тыс. руб. в части оборудования и других объектов, непосредственно используемых в процессе оказания государственной услуги;

  • 5 тыс. руб. в части оборудования и других объектов, необходимых для общехозяйственных нужд.

Использовать стоимостные показатели при составлении плана ФХД гораздо удобнее. Особенно если это касается госуслуг, предоставляемых в течение планируемого года.

В Требованиях № 186н не уточнено, каким документом должно подтверждаться наличие норм обеспеченности: локальным актом учреждения, нормативными документами учредителя или иными федеральными нормативными актами. Очевидно, что это упущение должно быть урегулировано учредителем при утверждении для подведомственных учреждений более конкретного порядка составления плана ФХД. Можно предположить, что учредитель может самостоятельно разработать и довести до учреждений нормы обеспеченности движимым имуществом и порядок их применения в деятельности учреждения.

В пункте 40 Требований № 186н также указано, что расчет расходов на приобретение движимого имущества должен осуществляться с учетом:

  • среднего срока эксплуатации указанного имущества;

  • потребности учреждения в этом имуществе.

В Приказе № 81н подобных условий для планирования расходов по кассовому методу не содержалось. Прямой связи между выбытиями денежных средств со счетов учреждений, сроками эксплуатации имущества и потребностями учреждения нет. Поэтому пока не ясно, как Минфин предполагает учитывать при составлении плана ФХД данные условия.

Тем не менее учесть положения Требований № 186н при планировании деятельности учреждений возможно.

Особенности финансового механизма казенных учреждений

Финансовый механизм казенных учреждений можно охарактеризовать следующим образом:

  • во-первых, бюджетные ассигнования в адрес этих учреждений имеют исключительное целевое назначение сообразно кодам бюджетной классификации России;
  • во-вторых, движение денежных средств, включая получение дохода от деятельности учреждения, в обязательном порядке осуществляется через лицевые счета, которые открываются в органах казначейства;
  • в-третьих, оплата расходов учреждения санкционируется казначейством в пределах бюджетных лимитов. Лимиты представляют собой объем прав в денежном эквиваленте на исполнение или принятие казенным учреждением бюджетных обязательств;
  • в-четвертых, наличие строгой регламентации бюджетных средств по времени и назначению;
  • в-пятых, выделение бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с показателями деятельности казенных учреждений в очередной финансовый год и с учетом ранее использованных средств;
  • в-шестых, контроль обоснованности планирования бюджетных ассигнований, целевого и экономного использования средств носит обязательный характер.

Формы государственной помощи

Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:

  • Субсидии и бюджетные ассигнования.
  • Гранты на реализацию образовательных, культурных, научных, экологических программ, мероприятий, связанных с искусством.

Вопрос: Как отражается в учете некоммерческой организации (НКО) продажа объекта основных средств (ОС), который был приобретен за счет средств целевого финансирования и использовался для ведения уставной деятельности?
Продажная цена объекта ОС составляет 600 000 руб., в том числе НДС 100 000 руб. Первоначальная стоимость объекта ОС составляет 650 000 руб. На дату продажи по объекту ОС начислен износ в сумме 160 000 руб.
Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.Посмотреть ответ

Инвестиции, которые выдаются по результатам инвестиционных конкурсов.
Деньги, выдаваемые из фондов поддержки научных и инновационных работ.
Пожертвования.

ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества. Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200

Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:

Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:

  • Субвенции – бюджетные деньги, выдаваемые на безвозмездной основе. То есть компания не должна их возвращать. Средства предоставляются на реализацию конкретных целевых расходов.
  • Субсидии – бюджетные деньги, выдаваемые на основе долевого финансирования трат.
  • Бюджетные кредиты, которые выдаются или в форме денег, или в форме имущества (земля, природные ресурсы). Они не включают в себя налоговые кредиты и отсрочки по выплате задолженностей.

Как отражается в налоговом учете некоммерческой организации получение и использование средств целевого финансирования?

В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:

  • Капитальные траты на приобретение или строительство основных средств компании.
  • Покрытие текущих трат (к ним может относиться покупка материально-производственных запасов, выплата зарплат).
  • Компенсация уже понесенных трат, включающих убытки.
  • Немедленная денежная поддержка компании в форме чрезвычайной помощи.

ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит

Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели. Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.

ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании

Бухгалтерский учет объектов, приобретенных за счет целевых средств

Основные средства и нематериальные активы, купленные за счет целевых средств, приходуются в бухгалтерском учете в общем порядке. Каких-либо особенностей в отношении записей непосредственно по оприходованию данных активов законодательством не предусмотрено. Поэтому если актив отвечает всем условиям признания его основным средством или НМА, то он учитывается в этом качестве на счетах бухгалтерского учета.

Нужно ли начислять амортизацию по данному активу в бухгалтерском учете? 

Да, нужно, если выполняются общие условия отнесения актива в состав основных средств или НМА и начисления по нему амортизации. Источник финансирования в данном случае значения не имеет. Однако параллельно с обычными проводками возникает необходимость в дополнительных проводках ввиду того, что источником финансирования являются как раз целевые средства.

Для обобщения информации о движении средств для осуществления мероприятий целевого назначения, предназначен счет 86 «Целевое финансирование». На этом счете отражаются суммы целевого финансирования (в момент непосредственно получения этих сумм либо в момент выполнения условий, предусмотренных п. 5 ПБУ 13/2000, – в зависимости от учетной политики фирмы). Причем этот счет используется для отражения не только бюджетных целевых средств, но и целевых средств, поступивших от других организаций и лиц.

Затем происходит списание этих сумм со счета 86 в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов». Делается это в момент принятия объекта основных средств или нематериального актива к учету. Таким образом, на момент принятия актива к учету в бухгалтерском учете делаются записи:

Дебет 01 (04) Кредит 08

Дебет 86 Кредит 98.

Далее в момент, когда в бухгалтерском учете будет отражаться амортизация, одновременно с записью по начислению амортизации следует производить списание со счета 98:

Дебет 20 (25, др.) Кредит 02 (05)

Дебет 98 Кредит 91.

Данный порядок следует из п. 9 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н. В этом пункте сказано, что «целевое финансирование учитывается при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов по мере начисления амортизации на финансовые результаты»

Обратите внимание, что данное положение регулирует вопросы учета непосредственно государственной помощи

Таким образом, сумма со счета 98 будет переноситься на счет 91 постепенно – по мере начисления амортизации на протяжении всего срока полезного использования.

На практике иногда бывает, что к моменту поступления целевых средств внеоборотный актив уже принят к учету и начал амортизироваться. В этом случае применяется порядок, установленный п. 10 ПБУ 13/2000. В соответствии с данным порядком бюджетные средства, предоставленные на финансирование понесенных в предыдущие отчетные периоды капитальных затрат, отражаются:

  • в размере начисленной амортизации — как увеличение финансового результата организации;
  • в оставшейся части — как доходы будущих периодов.

Таким образом, сумма, учтенная на счете 86, в этом случае будет списываться двумя проводками:

Дебет 86 Кредит 91-1

— на сумму начисленной амортизации;

Дебет 86 Кредит 98

— на оставшуюся сумму (она соответствует остаточной стоимости актива).

Контроль за использованием имущества.

В течение года финансовая служба осуществляет контроль эксплуатации имущества, используя показатели норм обеспеченности. Такой контроль можно вести следующим образом.

По итогам прошедшего года структурные подразделения представляют в финансовую службу отчеты об эксплуатируемом имуществе и о необходимости проведения плановых ремонтов. Финансисты сравнивают данные отчетов с нормами обеспеченности:

  • по видам имущества (мебель, оборудование, инвентарь и т. п.);

  • по срокам поступления в подразделение и нормам обеспеченности;

  • по причинам и основаниям для проведения ремонтов;

  • по выявлению имущества, которое будет списано в течение года; и т. д.

Затем работники финансовой службы могут предложить подразделениям, в которых на отчетную дату возникло неиспользуемое имущество, передать его в подразделение, которое в нем нуждается. Такая передача осуществляется по правилам внутреннего перемещения и отражается в бухгалтерском учете.

По имуществу, которое подлежит списанию, готовятся списки, сроки их списания. Данная информация ляжет в базу для решений комиссии по поступлению и выбытию активов. Поступление обобщенной информации по списываемому имуществу упорядочит работу этой комиссии, позволит более обоснованно принимать решения.

Эти и другие сведения, полученные из подразделений, могут также стать основанием:

  • для корректировки норм обеспеченности подразделений отдельными видами имущества;

  • для выработки норм обеспеченности имуществом, которое ранее никогда в учреждении не эксплуатировалось.

Осуществление финансовой службой контроля за использованием имущества на основе НОИ повышает качество управленческих решений, позволяет более эффективно использовать имущество, а также экономит денежные ресурсы. Кроме того, контроль за имуществом со стороны финансовой службы потребует от подразделений более бережного отношения к имуществу учреждения в течение года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: