Основы государственного финансового механизма

Финансовый механизм

Понятие и состав финансового механизма

Финансовый механизм является совокупностью всех элементов, форм организации и устройства, методов применения, инструментов формирования и использования финансовых ресурсов, государственных или индивидуальных доходов, которые нужны для того, чтобы наладить функционирование работы финансов и реализации финансовой политики государства, а также муниципальных образований и хозяйствующих предприятий. 

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс «Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel» от Ждановых. Получить доступ

В силу того, что система финансов в целом разделяется на государственные, то есть муниципальные и частные финансы, необходимо разделять механизмы для реализации государственных и частных финансов. 

Эти механизмы отличаются по форме, методам и инструментам управления всеми финансовыми ресурсами. Например, государственный финансовый механизм со всеми своими элементами, формами, методами и инструментами в обязательном порядке регламентируется и устанавливается нормами публичного финансового права. А вот финансовый механизм для хозяйствующих субъектов характеризуется гораздо свободной регламентацией всех элементов нормами финансового права и некоторой свободой в выборе формы, методов и инструментов для хозяйствующего субъекта. 

Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Разделение финансового механизма на составляющие

В экономической сфере деятельности государства принято разделять финансовый механизм на две части из которых он состоит – директивная и регулирующая. Ниже мы подробнее расскажем о каждой составляющей. 

Директивная часть финансового механизма 

Служит, чтобы реализовывать финансовые отношения, где обязательно участвует власть Российской Федерации. К такому финансовому механизму относятся все налоговые отчисления и государственные кредитные денежные средства, расходы бюджетных средств и финансирование из бюджетных средств, создание и ведение бюджетного устройства и бюджетного планирования, а также финансовое планирование. 

Директивный финансовый механизм нужен и для реализации других типов отношений с применением финансов, например, в которых государство не участвует напрямую. К подобным отношениям участвуют, например, те, которые имеют сильное влияние на реализацию финансовой политики, или те, в которых одна сторона финансовых отношений является агентом со государства. 

Регулирующий финансовый механизм

Нужен для того, чтобы определять главные и первостепенные правила организации финансов во всех сферах, которые не пересекаются с интересами государственного контроля. 

Что такое финансовый механизм?

Определение 1

Финансовый механизм – это система финансовых рычагов, основная цель функционирования которой заключается в организации, прогнозировании и стимулировании расходования тех или иных финансовых ресурсов.

Любой финансовый механизм базируется на следующих направлениях: организация, прогнозирование и стимулирование.

Под организацией финансового механизма на сегодняшний день понимают комплекс мероприятий, которые направлены на обеспечение рационального сочетания труда, средств производства и технологии в ходе управления финансами.

В настоящее время к организационным процедурам, как правило, относят следующие:

  • организация специализированных органов управления финансами;
  • формирование структуры аппарата управления;
  • формирование и утверждение различного рода методик, инструкций, нормативов и регламентов.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Стоит отметить, что финансовый механизм отражает существующую тесную взаимосвязь между комплексом финансовых рычагов и непосредственно финансами, которая находит свое отражение в координации и регулировании. При этом под координацией подразумевают согласованность деятельности абсолютно всех звеньев системы финансового механизма, аппарата управления. Под регулированием подразумевают возможное воздействие механизма на финансы, с помощью которого может быть достигнуто состояние стабильности, т.е. состояние, при котором система остается устойчивой даже при возникновении отклонений и форс-мажоров.

Под планированием на сегодняшний день понимают процесс выработки целевых заданий, формирование и утверждение графика их выполнения, разработку и утверждение финансовых программ и бюджетных планов, а также обеспечение выработанных программ и целей необходимыми ресурсами и трудовыми ресурсами, контроль за их исполнением. Стоит отметить, что планирование представляет собой процесс администрирования, т. е. носит в большей степени директивный характер.

Под стимулированием понимают использование различного рода финансовых стимулов для дальнейшего повышения эффективности производственного и торгового процессов.

Общая характеристика

Финансовый механизм — это инструмент воздействия на социально-экономическую сферу. Он используется при проведении единой бюджетной политике на местном, региональном и федеральном уровнях, а также в сфере деятельности хозяйствующих субъектов. Воздействие этого института на социально-экономические отношения осуществляется, с одной стороны, посредством нацеленности разных его элементов на реализацию конкретных задач, достижение реальных результатов. С другой стороны, его влияние осуществляется через денежные ресурсы, которые формируются в ходе деятельности субъектов и направляются на удовлетворение общественных потребностей.

Отношения внутри предприятия

Они складываются между административным аппаратом и структурными подразделениями, между отделами, работниками и руководством. В акционерных обществах к участникам прибавляется и совет директоров. Между тем следует сказать, что, несмотря на то, что данные связи устанавливаются внутри предприятия, они находятся под влиянием государственного механизма. Это в первую очередь проявляется в законодательных требованиях, установленных для всех хозяйствующих субъектов. В соответствии с ними выбираются методы и формы реализации отношений. Они ориентированы на:

  1. Установление и последующее соблюдение правил доведения финансовых заданий до структурных подразделений.
  2. Обеспечение контроля выполнения плана.
  3. Оценку финансовой и хозяйственной деятельности структурных подразделений
  4. Установление и применение стимулов, ориентированных на повышение финансового результата.

Специфика реформирования

Ведущую роль в преобразовательных процессах принадлежит изменениям финансового механизма страны. Это обуславливается тем, что денежная масса определяет качество и вектор результатов, на которые, собственно, направлены все реформы. Как показывает практика многих развитых стран, преобразование финансовой системы является приоритетной задачей. В соответствии с этим на первом месте находится блок бюджетного прогнозирования и планирования

Денежная политика — второй по уровню важности компонент. Она направлена преимущественно на решение оперативных и тактических задач, которые стоят в рамках традиционного бюджета

Между тем задачи и цели финансового механизма и политики государства должны соответствовать планированию на долгосрочный период и увязываться с ним.

Аналитика работы финансового механизма, зачем нужна и на основании чего проводить

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс «Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel» от Ждановых. Получить доступ

Для того, чтобы финансовый механизм работал для эффективного и корректного финансового распределения, необходимо его тщательно анализировать. Есть несколько разных подходов к проведению анализа, всего их три, мы разберем каждый из них. 

Первый подход

Анализ всех элементов финансового механизма. К таким элементам относятся финансовые методы, то есть все способы и возможности, которыми можно воздействовать на процесс хозяйствованиями предприятиями; финансовые рычаги, то есть приемы, благодаря которым действует финансовый метод; правовое обеспечение, в смысле разработки и фиксации правил действия финансового метода; нормативное обеспечение, которое устанавливает количественные параметры финансовых рычагов; информационное обеспечение – оно является системой, которая выстраивает понимание законов на едином уровне. 

Второй подход

Анализ содержания финансового механизма в соответствии с движением ресурсов, которые относятся к финансовым, и на основе имеющихся данных о движении ресурсов. Здесь финансовый механизм делят на две подсистемы, которые объединены правовым регулированием, планированием и управлением. 

Первая подсистема — это финансовое обеспечение, то есть формирование финансовых фондов, а вторая подсистема является финансовым регулированием, то есть использованием финансовых фондов. 

Финансовое обеспечение (формирование финансовых фондов) можно реализовывать в формах самофинансирования или кредитования, безвозвратного финансирования или бюджетных ассигнований, а также в форме привлечения финансовых ресурсов посредством ценных бумаг. 

А вот финансовое регулирование действует на регламентирование распределительных отношений во всем обществе и отраслях народного хозяйства, а также на всех предприятиях, вне зависимости от формы собственности. 

Финансовые методы регулирования являются определенными формами и способами для распределения ресурсов, и основываются на сальдовом методе, а инструментами в таком случае являются платежи и отчисления. 

Финансовый механизм может функционировать благодаря тому, что реализуется правовое регулирование (оно заключается в том, чтобы разрабатывать и принимать законодательные акты по созданию и ведению, поддержанию финансовых отношений). 

Третий подход

Анализ главных и первостепенных направлений финансовой политики на современном уровне развития и прогресса общества. Так как в основе современной финансовой политики лежат признание свободы на ведение предпринимательской деятельности и введение нескольких форм хозяйствования, а также переход к смешанному типу экономики, которая основывается на слиянии частных и государственных субъектов. 

К элементам финансового механизма можно отнести финансовое планирование, регулирование и контроль, каждый этот механизм реализуется в определенной форме, методе и посредством конкретных инструментов. 

Тот финансовый механизм, который является регулирующим устанавливает правила финансовых отношений в определенной сфере финансов, которая не пересекается с интересами государственной власти. Такой финансовый механизм часто используется для того, чтобы реализовать внутрихозяйственные финансовые отношения внутри частной организации. При этом, обязательный порядок распределения финансовых ресурсов определяет государство. 

Главные направления совершенствования финансового механизма

На сегодняшний день основной целью функционирования финансового механизма является не только формирование финансовой основы для дальнейшего обеспечения экономической независимости, но и на обеспечение экономического регулирования в условиях рынка и существования рыночной экономики.

Программа обеспечения финансовой устойчивости страны предусматривает следующие направления совершенствования и тенденции развития финансового механизма:

  • применение финансовых рычагов с проверенной на мировом уровне эффективностью, среди которых выделяют налогообложение, функционирование фондового рынка самостоятельность региональных и муниципальных бюджетов;
  • стремление к формированию финансового рынка, который бы обеспечивал создание простора для инициативы всех хозяйствующих единиц, конкуренции всех организационно-правовых форм и увеличения финансовой эффективности национальной экономики в целом;
  • развитие различных форм финансовых отношений, применение финансовых рычагов для стимулирования использования трудовых ресурсов, направленное на достижение поставленных производственных результатов, обеспечение влияния финансов непосредственно на общественный прогресс.

Стоит отметить, что, как правило, при разработке проектов бюджетов в рамках функционирования финансового механизме ответственный орган государственной власти в первую очередь руководствуется следующими принципами: обеспечение невысоких темпов инфляции в стране, снижение налоговой нагрузки на хозяйствующие единицы и экономические субъекты для стимулирования развития производства, увеличения доходной составляющей государственного бюджета, значительное усиление социальной направленности доходов бюджета.

С формирование современной экономической модели после распада СССР в значительной мере были изменены и способы финансового воздействия на развитие национальной экономики государства. Существующий на сегодняшний день финансовый механизм проявляется в ограниченном вмешательстве государства в деятельность хозяйствующих единиц и экономических субъектов, а также социально-культурной сферы с помощью различного рода косвенных финансовых инструментов.

Формы обеспечения

Как выше было сказано, финансовый механизм становится более эффективным при наличии определенной правовой базы. В рамках деятельности предприятия она включает в себя приказы, распоряжения, постановления, циркулярные письма, прочие локальные акты административного аппарата хозяйствующего субъекта. Все эти документы принимаются в соответствии с законодательными положениями. В этой связи не будет преувеличением сказать, что финансовый механизм любого предприятия функционирует в первую очередь в соответствии с федеральными правовыми актами.

Нормативное обеспечение предполагает использование определенных показателей и параметров. В частности, к ним относят налоговые и тарифные ставки, амортизационные нормы, нормативы оборотных средств. Однако указанных форм обеспечения недостаточно для того, чтобы финансовый механизм любого субъекта функционировал эффективно

Немаловажное значение в сфере денежного обращения имеет и информационная поддержка. Она предполагает обмен разного рода данными коммерческого, производственного, технологического, экономического и прочего характера

К ним, например, относится информация о финансовом положении конкурентов и партнеров, их платежеспособности, о курсах валют и рыночных ценах, процентах на валютных, фондовых, товарных торговых международных площадках и так далее.

Задачи финансового механизма как инструмента финансового распределения на коммерческом предприятии

Так как финансовые ресурсы компании представляют собой все денежные средства, которыми владеет предприятие и которые предназначаются для того, чтобы покрывать существующие текущие затраты или же для выполнения определенных финансовых обязанностей, соответственно это совокупность денежных средств, которые используются исключительно в соответствии с целевым предназначением.  

Финансовые ресурсы, помимо этого, могут быть направлены и на обеспечение и развитие некоторых объектов непроизводственной сферы потребления, накопления и в различные резервные фонды, существующие на предприятии. 

Откуда могут появиться финансовые ресурсы внутри предприятия?

Существует несколько путей, например, в частных негосударственных организациях средства могут появиться в то время, когда собственники создали предприятие, то есть это денежные средства создателей бизнеса, предпринимателей, также деньги могут быть получены в процессе или посредством результатов хозяйственной работы, то есть после того, как предприятие сможет продать произведенный продукт или услугу. Также, организация может получить денежные средства посредством страховых выплат или кредитов, а кроме этого еще и субсидий. 

Тогда возникает актуальный вопрос, а откуда берутся доходы? Все просто, к доходам относится, например, прибыль от прямой деятельности компании. Это продажа или создание, возможно, какая-то разработка, в зависимости от того, чем занимается организации, это может быть и поставка, в любом случае это выполнение какой-либо работы. Еще один способ получения дохода – создание и организация дополнительной прибыли, ее можно наладить посредством сдачи в аренду неиспользуемого оборудования, или же сдачи в аренду неиспользуемой части помещений. 

Если же рассматривать накопления частных коммерческих предприятий, тогда их можно получить от амортизационных отчислений за прошедшие периоды деятельности или из резервного фонда средств, а также от нераспределенной прибыли за прошлые года работы предприятия.

Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Финансовый механизм и его структура

Внутреннее устройство института достаточно сложное. Это обуславливается огромным разнообразием форм и видов бюджетных отношений. Система финансового механизма представлена в двух категориях. Они отражают экономическое содержание отношений. Финансовый механизм государства состоит из:

  1. Методов распределения национальной прибыли.
  2. Способов формирования бюджетных фондов на территориальном и федеральном уровнях.
  3. Методов образования социальных внебюджетных фондов.
  4. Финансового прогнозирования и планирования.
  5. Видов платежей в казну и прочие фонды.
  6. Финансового контроля.

Последующее разделение обуславливается спецификой методов распределения и перераспределения национального дохода и стоимости ВВП. Элементы финансового механизма хозяйствующих субъектов представлены в следующем виде:

  1. Правовое обеспечение.
  2. Финансовые методы.
  3. Нормативная база.
  4. Финансовые рычаги.
  5. Информационное обеспечение.

Финансовый механизм включает в себя также следующие звенья: мобилизацию, стимулирование, инвестирование и пр. Функционирование института осуществляется за счет суммы ресурсов, которые выделяются на решение конкретных задач, способов их формирования, каналами и формами движения средств, условий, в которых они выделяются и впоследствии используются.

Изменения института

Компоненты финансового механизма корректируются в зависимости от условий социально-экономического развития страны. Их изменения предопределяют количественное и качественное воздействие на сферу хозяйствования. Первое выражается через пропорции и объем мобилизации органами власти и экономическими субъектами денежных ресурсов и их распределения между уровнями финансовой системы государства. Качественное влияние касается применения таких способов формирования и направлений дальнейшего использования средств, методов организации отношений, которые позволили бы рассматривать их в качестве стимулов для конкретного предприятия и всей экономики в целом. К регулирующим компонентам можно отнести:

  1. Установление предельной величины бюджетного дефицита.
  2. Снижение налогового бремени.
  3. Условия предоставления госкредитов организациям.
  4. Правила применения финансовых санкций и так далее.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: