Концепция, характер и содержание финансового обеспечения
Российская финансовая система, являющаяся основным звеном, регулирующим экономические процессы на развивающемся российском рынке, наиболее уязвима для злоупотреблений со стороны преступных элементов, конкурирующих международных корпораций, международных кланов и государств для обеспечения своих интересов на российском рынке в ущерб российской экономике. Правовая база финансовой системы оказалась наиболее отсталым направлением российского законодательства, в значительной степени противоречащим мировой практике и российским международным соглашениям в области банковской и налоговой деятельности.
Быстрые темпы изменений на этапах рыночной реформы не позволили финансовому законодательству достичь стабильного состояния и сформировать такие базовые институты, как правовая база взаимодействия банковской системы с органами государственной власти по вопросам банковского и денежно-кредитного регулирования, формирования системы банковского резерва, обеспечения государственного и иного страхования вкладов, государственного управления фондовым рынком, государственных требований к эмиссии и финансовому обеспечению различных видов ценных бумаг, разграничения компетенции федеральных органов Особую угрозу национальным интересам России представляет неэффективная налоговая система, не обеспечивающая необходимые платежи в государственный бюджет, способствующая деградации отечественного производства и оттоку капитала за рубеж.
Финансово-денежная система в ее нынешнем виде не способна обеспечить денежными ресурсами не только расширенное, но и простое воспроизводство. Она характеризуется неполнотой, проявляющейся в огромных объемах взаимных неплатежей и, что наиболее опасно, в нарушении гарантированного финансирования бюджетных расходов на выплату заработной платы. Финансовые и монетарные инструменты плохо скоординированы как с точки зрения сроков их разработки, так и с точки зрения определения базовых инструментов. Например, размер денежной массы определяется в рамках денежно-кредитной политики, которая разрабатывается в конце года. Между тем, бюджетно-налоговая политика, особенно в отношении долгосрочных стратегических инвестиций, разрабатывается гораздо раньше, без базовой основы в виде денежно-кредитных прогнозов. В экономической литературе практически нет систематического определения понятия «финансовая безопасность», что обусловливает необходимость решения данной проблемы.
Финансовая система — это взаимодействие финансов, управляемых государством, населением и различными хозяйствующими субъектами.
Национальная безопасность страны — это государство, которое подразумевает защиту государства от внешних и внутренних угроз.
Система финансовой безопасности РФ
В структуре механизма финансовой безопасности можно выделить следующие компоненты:
- правовой, представленный совокупностью нормативно-правовых актов в сфере финансового обеспечения,
- институциональный, который может быть определён как система государственных учреждений и органов, отвечающих за обеспечение финансовой безопасности,
- инструментальный, представляющий собой набор методов и средств обеспечения финансовой безопасности.
В рамках системы государственных органов, предназначенных для обеспечения финансовой безопасности, можно выделить два уровня: региональный и федеральный. На каждом из них применяется собственный инструментарий обеспечения финансовой безопасности.
Важная роль в рамках государственно-правового механизма финансовой безопасности отводится механизму финансового контроля. Органы финансового контроля предназначены для борьбы с финансированием терроризма и отмыванием денег. В России применяется система организационных и законодательных мер, базирующихся на международных соглашениях, направленных на борьбу с отмыванием доходов, исключение возможности легализация доходов, которые были получены преступным путём.
Во главе системы, обеспечивающей финансовую безопасность государства, находится президент. Задача президента — обеспечение гармонизации и повышение эффективности взаимодействия между входящими в систему государственными органами. В рамках компетенций президента можно выделить два направления:
- формирование системы государственных органов, которые обеспечивают финансовую безопасность страны,
- законодательная поддержка.
Ответственность за создание условий для осуществления президентом указанных полномочий возлагается на Администрацию президента.
Координационные функции при обеспечении национальной безопасности, в том числе и финансовой, возложены на Совет Безопасности Российской Федерации.
Органом законодательного управления финансами выступает Федеральное Собрание.
Федеральному собранию подотчетна Счетная палата — постоянно действующий орган государственного финансового контроля.
Контроль за функционированием органов финансовой безопасности возложен на верховный исполнительный орган — Правительство Российской Федерации.
Отдельные функции, связанные с обеспечением финансовой безопасности, возложены на министерства, ведомства, федеральные службы
Самой важной из организаций является Министерство финансов. Этот орган исполнительной власти отвечает за разработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и их нормативно-правовое регулирование
Особая роль отводится центральному банку. Центральный банк наделен властью в сфере организации и контроля денежно-кредитных отношений. В частности, Центральный банк контролирует функционирование коммерческих банков. Центральный банк выдает лицензии на проведение банковских операций, регистрирует и проверяет банковские учредительные документы, контролирует текущую деятельность банков.
Финансовая безопасность Российской Федерации: понятие, сущность, взаимосвязь с другими экономическими категориями
Безопасность характеризует системы различного уровня и функционального назначения. Это может быть государство в целом, отдельная сфера государственной деятельности, промышленное предприятие, финансовая организация, домашнее хозяйство и т.д. Их различает объем ресурсонакопления и ресурсопотребения, а также возможность и особенность собственного целеполагания и управления.
Основное свойство, определяющее безопасность системы, -сбалансированность внутренних и внешних условий ее существования, позволяющая системе реализовывать интересы текущего и будущего ее развития. Именно в этом большинство ученых-экономистов видят сущность категории безопасности1. Любое взаимодействие, а их множество, нарушает равновесие системы. Когда невозможно восстановить ее равновесие в режиме авторегуляции, т.е. если сила ранее действовавшей негативной активности возросла или появилась новая сила, для которой данная система еще не выработала способа противодействия, то необходимо управление безопасностью . Наличие среди внешних условий экономической конкуренции, рыночной неопределенности и коммерческого риска свидетельствует о необходимости создания системы экономической защищенности.
Традиционный взгляд на прибыль как на основную и всеобщую цель функционирования экономики, который в теории и практической деятельности все еще находит свои приверженцев, в настоящее время, необходимо признать, объективно уходит в прошлое. Дефолт 1998 г. окончательно показал ошибочность ориентации современных хозяйственных структур на прибыль как критерий эффективности. Этот критерий в условиях современности уступает место критерию безопасности капитала, т.е. ограничению необоснованного риска.
По мнению проф. Сенчагова В.К. сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборотный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов1.
Экономическая безопасность не является абстрактной теоретической конструкцией экономической науки. Защищенность национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
class2 Система финансовой безопасности государства и
состояние ее обеспечения в современной России class2
Угрозы экономической безопасности
Угрозы экономической безопасности принято подразделять на внешние и внутренние.
К внешним относятся внешнеполитические (территориальный сепаратизм и политическое противостояние с центром) угрозы и внешнеэкономические (увеличение внешнего долга, отток валюты, потеря внешних рынков, вытеснение с рынка и т.д.).
Внутренние угрозы формируют:
- угрозы в реальном секторе экономики (спад производства, диспропорции в товарном обмене, потеря основного капитала);
- угрозы в финансовом секторе экономики (рост инфляции, удорожание кредита, отток иностранного капитала, снижение инвестиционной и деловой активности в экономике, падение реальных доходов населения);
- разрушение инвестиционно-инновационного комплекса;
- рост безработицы;
- преобладание импорта над экспортом и т. д.
Элементы финансовой системы государства, обеспечивающие национальную безопасность
Основными элементами, обеспечивающими гармоничность развития системы финансовой безопасности современного государства, являются:
- Безопасность системы банковских операций, благодаря которой обеспечивается устойчивость и защищенность финансовой системы от неблагоприятных факторов.
- Защищенность элементов, составляющих небанковскую сферу. Этот уровень представлен страховым, фондовым рынком, которые призваны удовлетворять общественные потребности в соответствующих услугах.
- Безопасность системы долговых обязательств (сфера управления задолженностью на внутреннем и внешнем уровне). Ключевым параметром данного элемента является стоимость обслуживания долга, оптимальность соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, собственными и заемными источниками финансирования.
- Защищенность бюджетной системы. Здесь национальная безопасность должна обеспечиваться действиями, направленными на поддержание платежеспособности страны и финансовой устойчивости. Благодаря этому все звенья финансовой системы выполняют те функции, которые на них возложены.
- Безопасность сферы валютных операций. Здесь идет речь о процессах курсообразования, благодаря которым общество доверяет национальной валюте, создавая тем самым условия для планомерного развития экономики государства в целом. В конечном итоге это делает рынок все более привлекательным для внешних инвестиций.
- Защищенность денежно-кредитных отношений, обеспечивающая каждый субъект экономики доступными кредитными ресурсами по выгодным условиям.
Замечание 1
Перечисленные элементы и их слаженная работа – неотъемлемое условие стабильного экономического роста. При наличии проблем в любой из сфер финансовой системы будут страдать и другие ее составляющие, поэтому крайне необходимо обеспечивать системный подход в управлении национальной безопасностью.
Под механизмом обеспечения финансовой безопасности государства понимается система, закрепленная на уровне законодательством и включающая в себя ряд органы, институты, которые осуществляют целенаправленные действия для создания благоприятной почвы для развития национальной экономики. Функционирования данного механизма обеспечивается несколькими составляющими. На правовом уровне механизма разрабатываются законодательные акты и нормативная база, которая выступает регулятором финансовых отношений на всех уровнях. На институциональном уровне обеспечивается качество выполнения установленных принципов и нормативов. На инструментальном уровне субъекты финансовой системы производят те действия, которые в конечном итоге направлены на достижение цели, связанной с обеспечением национальной безопасности.
Стратегия экономической безопасности
Стратегия экономической безопасности является основополагающим документом, определяющим цели, задачи и инструменты ее достижения на каждом уровне ее разработки. Так, в «Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года» зафиксированы такие цели, как:
- укрепление экономического суверенитета РФ;
- повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;
- обеспечение экономического роста;
- поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;
- поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса;
- повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
В качестве основных направлений обеспечения экономической безопасности там определены развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования; обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики; создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития; развитие человеческого потенциала и иные.
С основными показателями в части оценки состояния экономической безопасности России в рамках данного документа можно ознакомиться на официальном сайте Росстата.
В современных условиях в России используются следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности:
установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;
отраслевые ограничения (ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социокультурного развития государства);
меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;
требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т. п.;
разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований.
Отмечается стремление иностранного финансового капитала оказывать влияние на направленность и темпы реализации важнейших российских государственных программ в области обороны, науки и техники, вытеснить продукцию России с международного рынка вооружений и военной техники, получить неограниченный доступ к стратегическим минерально-сырьевым ресурсам нашей страны, современным технологиям, навязать контракты на поставку устаревших и экологически вредных производств и технологий.
Все эти факторы весьма негативно влияют на состояние защищенности экономики России и в современных условиях требуют внесения серьезных коррективов в организацию системы обеспечения финансовой безопасности России, а также в отечественное законодательство (в частности, необходимо внесение изменений в закон о государственной тайне и принятие закона о коммерческой тайне).
В этом контексте возрастает актуальность проблемы обеспечения финансовой безопасности как одной из важнейших составляющих национальной экономической безопасности каждого государства и проблемы, преодолевая национальные и границы, прогрессирующими темпами становится глобально.
Литература
Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992г. № 2446-1.
Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 20.
Указ Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)».
Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений).
Постановление Правительства РФ № 156 от декабря 1996 г. «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)».
Хачатурян А.А. Совершенствование системы коллективной безопасности государств — участников СНГ как фактор укрепления военноэкономической безопасности России // Вестник университета (Государственный университет управления), — 2008. — Т. 1. — № 22.
Финансовое право для экономических специальностей: Учебник / кол. авт. под общ. ред. проф. С.О. Шохина. 2-е изд., стер. -М.: КНОРУС, 2007.
Финансы: учебник для вузов / под ред. проф. Л.А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, 2002.
Шкодинский С.В., Хачатурян А.А., Саломатин М.М. Управление ресурсами на предприятиях электроэнергетики на основе информационных систем ERP класса // Вестник МГОУ. — 2014, — № 3.
Хачатурян А.А., Синько В.А. Роль информационных технологий в управлении рисками на промышленных предприятиях // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2013. — №4.
Хачатурян К.С., Рыжова Ю.И. Тенденции, функции, цели и задачи развития системы управления человеческими ресурсами высокотехнологичных корпораций России//Экономика и предпринимательство. -2013. -№11-2.
Хачатурян К.С., Николаев А.Е. Кластерный механизм государственно-частного партнерства в стратегии инновационного развития оборонной промышленности России // Транспортное дело России, 2013, № 6.
Хачатурян А.А., Вдовин С.А. Некоторые формы продвижения российских вооружений на мировом рынке // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 12-2.
Хачатурян А.А., Паутова А.В. Глобализация и военноэкономическая безопасность // Международная экономика, 2014, № 2.
Хачатурян А.А., Паутова А.В. Система координат международной военно-экономической безопасности//Международная экономика. -2014. -№4.
Буневич К.Г., Ефимов В.С. Основные направления национальной стратегии финансовой безопасности//Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2015. — № 3 (14). — С. 68-74.
Предыдущая Оглавление Следующая
Количество показов: 6873
Концепция финансовой безопасности Российской Федерации: сущность и значение
В сущности, концепция (от лат. conceptio — понимание, система) представляет собой определяющий способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основную точку зрения на предмет или явление, руководящие идеи для их систематического освещения1.
Концепция обеспечения финансовой безопасности — это политический и экономический курс в деятельности финансовых органов государственной власти, экономических и финансово-банковских структур, направленный на создание условий и ресурсов финансовой стабилизации и экономического роста при сохранении и укреплении единства и целостности Российского государства, его экономического пространства и финансовой системы. Финансовая безопасность регионов должна обеспечиваться всеми средствами и инструментами государственной политики, всеми хозяйствующими субъектами и финансовыми институтами, участвующими в выработке и реализации сформулированной концепции безопасности.
В концепции финансовой безопасности целесообразно структурировать следующие важнейшие аспекты:
— цели и задачи обеспечения финансовой безопасности в конкретных условиях ее социально-экономического развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
— средства и инструменты выбранной концепции;
— пути и направления создания необходимых финансовых условий и финансовых ресурсов возобновления экономического роста;
— средства -и способы противодействия угрозам финансовой
безопасности.
В рамках отмеченных структурных элементов концепции финансовой безопасности необходим анализ текущего состояния финансово-экономических процессов, путей, факторов и способов положительного воздействия на финансово-экономическую ситуацию с целью предотвращения или смягчения угроз неустойчивости, а также решения задач экономической и финансовой стабилизации и создания финансовых условий и ресурсов экономического роста.
Так, в настоящее время в Российской Федерации разработана и действует лишь концепция (доктрина) экономической безопасности в целом.
В Российской Федерации доктрина экономической безопасности была одобрена и введена в действие Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 года «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)»1.
class3 Стратегия обеспечения финансовой безопасности
Российской Федерации и основные меры ее совершенствования class3
Стратегия финансовой безопасности Российской Федерации. Национальная финансовая стратегия
Учитывая сложность глобализационных процессов, сочетание в них как объективных, так и субъективных действий и решений участников процесса, необходима выработка стратегии экономической и финансовой безопасности, отражающей современные и перспективные тенденции в изменении уровня угроз национальным интересам России в сфере экономики и финансов. Безусловно, данная стратегия, в конечном счете, должна воплотиться в документ, формирующий систему официальных взглядов на национальные интересы страны в сфере экономики и финансов, факторы, им угрожающие, а также механизм обеспечения безопасности данных сфер.
Действовавшая ранее Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения), одобренная Указом Президента Российской Федерации № 608 от 29 апреля 1996 г. имела немалое позитивное значение. Следование ее принципиальным положениям в ряде случаев позволяло федеральным органам исполнительной власти принимать правильные и взвешанные решения в области экономики и финансов. Однако срок действия данной стратегии истек в 2001 году.
Необходимость разработки и принятия новой стратегии экономической и финансовой безопасности Российской Федерации определяется не столько истечение срока действия предыдущей стратегии, а рядом объективных и принципиально новых моментов:
переходом социально-экономического развития России из фазы спада в фазу оживления;
существенным повышением требований к национальным интересам России в сфере экономики и финансов;
изменение характера угроз экономическим и финансовым интересам России.
Данные требования должны найти отражение в новой Стратегии экономической и финансовой безопасности государства на период до 2010 года.
Первостепенное значение имеет формулирование в Стратегии национальных интересов Российской Федерации в сфере финансов, а также факторов, им угрожающих.
В качестве важнейшей задачи финансово-экономического развития Российской Федерации на перспективу сейчас становится достижение экономического роста, причем достаточно высокими темпами. Анализ современной социально-экономической ситуации в стране с позиции финансовой безопасности России показывает, что достижение ее экономической неуязвимости от внешних негативных воздействий, а также достижение внутренней стабильности возможно только при условии обеспечения достаточно высоких темпов экономического роста.
Что такое экономическая безопасность
Экономическая безопасность — это отрасль науки, изучающая состояние экономики, при котором обеспечивается высокий и устойчивый рост основных социально-экономических показателей; удовлетворение потребностей всех участников процесса общественного воспроизводства; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.
В зависимости от масштаба охвата и субъектов экономической безопасности ее принято делить на экономическую безопасность государства, экономическую безопасность региона, экономическую безопасность предприятия.
Экономическая безопасность государства характеризуется совокупностью экономических, политических, военных, научно-технологических и социальных аспектов и факторов, определяющих состояние, или уровень национальной безопасности государства.
Экономическая безопасность региона представляет собой комплекс мер, направленных на устойчивое развитие и совершенствование экономики региона, а также на формирование механизма противодействия внешним и внутренним угрозам.
Экономическая безопасность предприятия — это состояние наиболее эффективного использования экономических ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия.