Концепция, характер и содержание финансового обеспечения
Российская финансовая система, являющаяся основным звеном, регулирующим экономические процессы на развивающемся российском рынке, наиболее уязвима для злоупотреблений со стороны преступных элементов, конкурирующих международных корпораций, международных кланов и государств для обеспечения своих интересов на российском рынке в ущерб российской экономике. Правовая база финансовой системы оказалась наиболее отсталым направлением российского законодательства, в значительной степени противоречащим мировой практике и российским международным соглашениям в области банковской и налоговой деятельности.
Быстрые темпы изменений на этапах рыночной реформы не позволили финансовому законодательству достичь стабильного состояния и сформировать такие базовые институты, как правовая база взаимодействия банковской системы с органами государственной власти по вопросам банковского и денежно-кредитного регулирования, формирования системы банковского резерва, обеспечения государственного и иного страхования вкладов, государственного управления фондовым рынком, государственных требований к эмиссии и финансовому обеспечению различных видов ценных бумаг, разграничения компетенции федеральных органов Особую угрозу национальным интересам России представляет неэффективная налоговая система, не обеспечивающая необходимые платежи в государственный бюджет, способствующая деградации отечественного производства и оттоку капитала за рубеж.
Финансово-денежная система в ее нынешнем виде не способна обеспечить денежными ресурсами не только расширенное, но и простое воспроизводство. Она характеризуется неполнотой, проявляющейся в огромных объемах взаимных неплатежей и, что наиболее опасно, в нарушении гарантированного финансирования бюджетных расходов на выплату заработной платы. Финансовые и монетарные инструменты плохо скоординированы как с точки зрения сроков их разработки, так и с точки зрения определения базовых инструментов. Например, размер денежной массы определяется в рамках денежно-кредитной политики, которая разрабатывается в конце года. Между тем, бюджетно-налоговая политика, особенно в отношении долгосрочных стратегических инвестиций, разрабатывается гораздо раньше, без базовой основы в виде денежно-кредитных прогнозов. В экономической литературе практически нет систематического определения понятия «финансовая безопасность», что обусловливает необходимость решения данной проблемы.
Финансовая система — это взаимодействие финансов, управляемых государством, населением и различными хозяйствующими субъектами.
Национальная безопасность страны — это государство, которое подразумевает защиту государства от внешних и внутренних угроз.
В современных условиях в России используются следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности:
установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;
отраслевые ограничения (ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социокультурного развития государства);
меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;
требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т. п.;
разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований.
Отмечается стремление иностранного финансового капитала оказывать влияние на направленность и темпы реализации важнейших российских государственных программ в области обороны, науки и техники, вытеснить продукцию России с международного рынка вооружений и военной техники, получить неограниченный доступ к стратегическим минерально-сырьевым ресурсам нашей страны, современным технологиям, навязать контракты на поставку устаревших и экологически вредных производств и технологий.
Все эти факторы весьма негативно влияют на состояние защищенности экономики России и в современных условиях требуют внесения серьезных коррективов в организацию системы обеспечения финансовой безопасности России, а также в отечественное законодательство (в частности, необходимо внесение изменений в закон о государственной тайне и принятие закона о коммерческой тайне).
В этом контексте возрастает актуальность проблемы обеспечения финансовой безопасности как одной из важнейших составляющих национальной экономической безопасности каждого государства и проблемы, преодолевая национальные и границы, прогрессирующими темпами становится глобально.
Литература
Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992г. № 2446-1.
Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 20.
Указ Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)».
Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений).
Постановление Правительства РФ № 156 от декабря 1996 г. «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)».
Хачатурян А.А. Совершенствование системы коллективной безопасности государств — участников СНГ как фактор укрепления военноэкономической безопасности России // Вестник университета (Государственный университет управления), — 2008. — Т. 1. — № 22.
Финансовое право для экономических специальностей: Учебник / кол. авт. под общ. ред. проф. С.О. Шохина. 2-е изд., стер. -М.: КНОРУС, 2007.
Финансы: учебник для вузов / под ред. проф. Л.А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, 2002.
Шкодинский С.В., Хачатурян А.А., Саломатин М.М. Управление ресурсами на предприятиях электроэнергетики на основе информационных систем ERP класса // Вестник МГОУ. — 2014, — № 3.
Хачатурян А.А., Синько В.А. Роль информационных технологий в управлении рисками на промышленных предприятиях // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2013. — №4.
Хачатурян К.С., Рыжова Ю.И. Тенденции, функции, цели и задачи развития системы управления человеческими ресурсами высокотехнологичных корпораций России//Экономика и предпринимательство. -2013. -№11-2.
Хачатурян К.С., Николаев А.Е. Кластерный механизм государственно-частного партнерства в стратегии инновационного развития оборонной промышленности России // Транспортное дело России, 2013, № 6.
Хачатурян А.А., Вдовин С.А. Некоторые формы продвижения российских вооружений на мировом рынке // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 12-2.
Хачатурян А.А., Паутова А.В. Глобализация и военноэкономическая безопасность // Международная экономика, 2014, № 2.
Хачатурян А.А., Паутова А.В. Система координат международной военно-экономической безопасности//Международная экономика. -2014. -№4.
Буневич К.Г., Ефимов В.С. Основные направления национальной стратегии финансовой безопасности//Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2015. — № 3 (14). — С. 68-74.
Предыдущая Оглавление Следующая
Количество показов: 6873
Угрозы финансовой безопасности России
Угрозы финансовой безопасности России (факторы, препятствующие или ставящие под угрозу реализацию национальных финансово-экономических интересов) можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы, как правило, обусловлены неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными ошибками органов государственной власти, ошибками, злоупотреблениями и другими отклонениями (бесхозяйственность, бюрократия, различные экономические преступления и т.д.) в управлении государственной финансовой системой. В современных условиях особую роль играют внешние угрозы.
Внешние угрозы финансовой безопасности включают интернационализацию и глобализацию мировой экономики. Они усиливают экономическую и экономическую взаимозависимость и усиливают процесс значительного влияния на глобальную финансовую ситуацию и изменения в содержании финансовых потоков, что иллюстрирует оторванность финансовых потоков от процессов воспроизводства и их перемещение в спекулятивный капитал, что затрудняет эквивалентные обмены.
Анализ внутренних и внешних угроз финансовой безопасности важен как с точки зрения их предотвращения и прогнозирования, так и с точки зрения разработки стратегии финансовой безопасности. Обеспечение финансовой безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности объективно предполагает разработку ее пороговых значений на федеральном и региональном уровнях, формализацию конкретных показателей, способствующих снижению рисков, а также внешних и внутренних угроз финансовой безопасности.
На федеральном уровне пороговыми значениями финансовой безопасности служат два набора пороговых значений, разработанных на основе макроэкономических показателей, отражающих основные и важнейшие национальные интересы и утвержденных Правительством Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и отраслевыми министерствами.
Сущность финансовой безопасности государства
Финансовая безопасность государства — понятие достаточно многоплановое в экономическом контексте и чрезвычайно актуальное в политическом, потому что является результатом практических мероприятий со стороны законодательной и исполнительной власти государства в сфере финансов.
Финансовая безопасность государства — это состояние экономики, обеспечивающее стабильное развитие и функционирование финансовой системы государства, защиту национальных интересов в финансовой сфере.
Финансовая безопасность — это способность финансовой системы сохранять защищенность, стабильность и стойкость своих финансовых интересов при негативном воздействии внешних и внутренних факторов, составляющих угрозу финансовой безопасности, а также сохранение способности финансовой системы государства обеспечивать эффективное функционирование национальной экономики и постоянный экономический рост.
Финансовая безопасность государства определяется конкретными показателями функционирования экономической системы государства за определенный промежуток времени. К числу ключевых показателей относятся:
- величина внутреннего и внешнего государственного долга;
- уровень инфляции;
- устойчивость национальной валюты;
- сальдо платежного баланса.
Внутренние и внешние долги давно стали неотъемлемой составляющей финансовой системы большинства стран мира. Они обусловлены наличием дефицита бюджета, то есть государство не всегда имеет возможность провести сокращение расходов в соответствии с имеющимися доходами. Тогда возникает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, которые можно получить или благодаря эмиссии денег, или посредством заимствования денежных средств на внутреннем и/или внешнем денежно-кредитном рынке.
Покрытие дефицита бюджета посредством заимствований имеет ряд преимуществ, к которым относятся:
- управляемость инфляционными процессами в государстве (в отличие от процедуры эмиссии денег);
- повышение уровня кассового исполнения бюджета;
- укрепление финансового положения в государстве и тому подобное.
Однако непродуманное и чрезмерное использование заимствований для покрытия расходов бюджета имеет ряд негативных моментов. Так, использование заимствований на покрытие текущих расходов приводит в дальнейшем к росту дефицита бюджета. Значительное использование заимствований в течение двух-трех лет создает финансовую пирамиду, которая предопределяет финансовый крах системы в целом, поскольку возврат долгов и выплата процентов по ним приводит к постоянному росту долгов, а это сокращает расходы бюджета по другим статьям. Как правило, при избыточном росте долгов и чрезмерной долговой нагрузке государство может прибегнуть к реструктуризации долгов, что в свою очередь вызовет недоверие к нему со стороны других государств и международных финансовых институтов.
Финансовую безопасность государства можно рассматривать в двух аспектах:
- внешнем (затрагивает финансовый суверенитет страны, уровень независимости национальной финансовой системы от воздействия финансово-кредитных организаций международного уровня и транснационального капитала);
- внутренним (безопасность финансовой сферы определяется совершенством правовой, организационной и институциональной базы, политической стабильностью, уровнем рисков рыночной конъюнктуры, масштабами теневой экономики и уровнем коррупции в государстве).
Являясь чрезвычайно сложной многоуровневой системой, финансовая безопасность образована рядом подсистем, различающихся собственной структурой и логикой развития.
Роль финансов в современной экономике
Если в прошлом финансы функционировали в основном как механизм, обслуживающий процессы в экономике, то сегодня они стали одним из главных двигателей экономического развития общества. Дальнейшая глобализация мировых экономических, социальных и политических отношений усилила роль финансов (и, следовательно, финансовой безопасности). Таким образом, финансовый сектор экономики, который раньше выполнял посреднические и сервисные функции по отношению к воспроизводству, теперь стал его главным звеном.
Основными факторами, влияние которых повысило значимость финансовой безопасности государства, являются следующие.
- резко вырос спрос на финансовые ресурсы в реальном секторе экономики;
- сектора деятельности, которые ранее были некоммерческими, в настоящее время вовлечены в товарно-денежные отношения
- научно-технический прогресс, который привел к широкому использованию современных технологий, систем и средств связи
- развитие процесса глобализации, который способствовал формированию глобального финансового рынка, на котором концентрируется капитал, не ограниченный национальными границами.
Финансовые потоки, оторванные от прямой репродуктивной деятельности, приобретают новое содержание и способствуют формированию спекулятивного капитала. В результате у финансов появляется больше возможностей для регулирования глобальных денежных потоков. Дело здесь в том, что установление баланса между реальным (инвестиции, воспроизводство) и виртуальным финансированием может обеспечить дополнительный национальный доход. А их манипулирование может привести к накоплению больших сумм ненадлежащих финансовых обязательств государств.
Рекомендую подробно изучить предметы: |
|
Ещё лекции: |
- Литература по экономической безопасности — концепция, сущность и учебники
- Общественное благосостояние в экономике — концепция, природа и факторы
- Оспаривание сделок должника при банкротстве — истоки, термин, значимость и возможности оспаривания
- Увеличение уставного капитала — концепция, причины и способы увеличения
- Причины появления и основные черты развития постиндустриальной экономики — сущность и определения
- Источники инфляции спроса и предложения — определение, концепция и определения
- Экстенсивный и интенсивный экономический рост — основы, концепция и определения
- Коммерческие банки и их основные операции — функции, виды и концепция
Финансовая безопасность Российской Федерации: понятие, сущность, взаимосвязь с другими экономическими категориями
Безопасность характеризует системы различного уровня и функционального назначения. Это может быть государство в целом, отдельная сфера государственной деятельности, промышленное предприятие, финансовая организация, домашнее хозяйство и т.д. Их различает объем ресурсонакопления и ресурсопотребения, а также возможность и особенность собственного целеполагания и управления.
Основное свойство, определяющее безопасность системы, -сбалансированность внутренних и внешних условий ее существования, позволяющая системе реализовывать интересы текущего и будущего ее развития. Именно в этом большинство ученых-экономистов видят сущность категории безопасности1. Любое взаимодействие, а их множество, нарушает равновесие системы. Когда невозможно восстановить ее равновесие в режиме авторегуляции, т.е. если сила ранее действовавшей негативной активности возросла или появилась новая сила, для которой данная система еще не выработала способа противодействия, то необходимо управление безопасностью . Наличие среди внешних условий экономической конкуренции, рыночной неопределенности и коммерческого риска свидетельствует о необходимости создания системы экономической защищенности.
Традиционный взгляд на прибыль как на основную и всеобщую цель функционирования экономики, который в теории и практической деятельности все еще находит свои приверженцев, в настоящее время, необходимо признать, объективно уходит в прошлое. Дефолт 1998 г. окончательно показал ошибочность ориентации современных хозяйственных структур на прибыль как критерий эффективности. Этот критерий в условиях современности уступает место критерию безопасности капитала, т.е. ограничению необоснованного риска.
По мнению проф. Сенчагова В.К. сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборотный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов1.
Экономическая безопасность не является абстрактной теоретической конструкцией экономической науки. Защищенность национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
class2 Система финансовой безопасности государства и
состояние ее обеспечения в современной России class2
Общая информация о финансовой безопасности государства
Финансовая безопасность является составной частью экономической безопасности государства, основанной на независимости, эффективности и конкурентоспособности финансовой сферы национальной экономики.
В современных условиях, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие страны, эффективная реализация внутренней и внешней политики не может осуществляться без самостоятельной финансово-экономической политики государства в соответствии с его национальными интересами. В этой связи важнейшей частью экономической безопасности современного государства является его финансовая безопасность.
Сущность финансовой безопасности выражается системой показателей и критериев, характеризующих состояние (в частности, степень сбалансированности) самостоятельных элементов и частей финансовой системы государства. В то же время роль и значение последнего за несколько десятилетий его развития существенно изменились.
В современных экономических и политических условиях обеспечение финансовой безопасности становится необходимым условием проведения государством самостоятельной финансово-экономической политики, направленной на защиту национальных интересов. Степень финансовой защищенности государства подтверждается текущим состоянием его финансовой системы, представленной бюджетом, налогами, банками, фондами и другими связями.
Финансовая безопасность
Финансовая безопасность – понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне.
На макроуровне финансовая безопасность – способность государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на внутренние и внешние отрицательные финансовые воздействия.
Финансовая безопасность отражает состояние и готовность финансовой системы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточных для поддержания необходимого уровня экономической и военной безопасности страны.
Финансовая безопасность достигается деятельностью в финансовой сфере и в сопряженных с ней сферах: денежно-кредитной, экономической, социальной, международно-финансовой и т. д.
Поэтому концепция и стратегия финансовой безопасности должны находить отражение в концепции и государственной стратегии экономической безопасности, в экономической, бюджетной и денежно-кредитной политике и т. п. Стратегия финансовой безопасности должна также обеспечивать достижение основных целей национальной безопасности
Основные цели и задачи обеспечения финансовой безопасности государства:
– определение факторов, влияющих на финансовую и производственную деятельность, их формализация;
– построение системы ограничений, ликвидирующих неумышленное и предумышленное воздействие.
Создание системы финансовой безопасности – эвристический процесс, заключающийся в решении многокритериальных задач, требующих участия высокопрофессиональных специалистов в различных областях.
В связи с тем, что имеются угрозы финансовой безопасности, которыми выступают неустойчивость финансовой системы, слабое развитие инфраструктуры фондового рынка, рост внутреннего и внешнего долга, кризис инвестиционной сферы, низкая эффективность бюджетно-налоговой системы, дисбаланс в динамике макроэкономических показателей, то для обеспечения финансовой безопасности необходимо создание таких условий функционирования финансовой системы, при которых практически исключается возможность злоупотребления финансовыми средствами и переориентации финансовых потоков в незакрепленные законодательством сферы их использования. При этом экономические отношения должны быть сформированы таким образом, чтобы была возможна концентрация государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения возложенных на государство задач и функций.
Экономическая безопасность – фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. Экономически эффективное государство – это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции.
Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации» в России принята и одобрена доктрина, которая определяет цели и объекты государственной стратегии экономической безопасности.
Как сказано в Государственной стратегии экономической безопасности: «…устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, рынка ценных бумаг, снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности».
В Государственной стратегии экономической безопасности собственно финансовые ее аспекты освещены явно недостаточно (вопросы финансовой системы упомянуты лишь вскользь и далеко не полно).