Финансирование образования: ключевой аспект развития учебных заведений

Статья 99 закона «об образовании в рф» фз 273 с комментариями

Введение

Переход российской экономики к рыночным отношениям вызвал необходимость проведения структурной перестройки системы образования с учетом требований рынка, изменения механизма финансирования и управления сферой образования.

Одним из приоритетов реформы общего образования является совершенствование механизма финансирования. Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий.

Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг может создать основу для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу общего образования.

Список использованной литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.07.2012)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Электронный ресурс. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Информационно-справочная система «Консультант» // Электронный ресурс. / ИСС «Консультант». — Послед, обновление 03.07.2012; .
  4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 г. № 273 — ФЗ // 03.04.2016.
  5. От финансирования учреждений к финансированию услуг // Школа управления образовательными учреждениями, 2012. № 5; Анализ бюджетных расходов на образование и культуру в 2011-2013 гг.
  • Экономические законы в экономике образования
  • История развития экономики образования
  • Экономические законы в экономике образования
  • Игры народов мира, характеристика и значение
  • Фокус-группы. Назначение, области применения, методика проведения
  • Сравнительный подход в оценке бизнеса
  • Обзор и функциональные возможности СЭД «ДЕЛО»
  • Носители документов, их развитие и описание
  • Венчурные фирмы
  • Инвестиционный портфель: сущность, методы управления и оптимизация
  • Исследование и анализ трех популярных платформ для создания сайтов
  • Дивидендная политика акционерных обществ

Специфика планирования деятельности и финансирования муниципальных учреждений образования

Планирование на уровне муниципальных образовательных учреждений охватывает различные стороны и направления их деятельности, начиная от численности обучающихся, и заканчивая суммой средств, которую учебное заведение может израсходовать.

Планирование деятельности муниципальных образовательных учреждений начинается с государственного или муниципального заказа на подготовку тех или иных специалистов. В настоящее время для образовательных учреждений определяется не только численность обучающихся на бюджетных местах, но и численность обучающихся на коммерческой основе. Эта мера направлена на преодоление перенасыщения рынка однообразными профессиями и специальностями.

Планирование объема финансирования муниципальных образовательных учреждений учитывает не только объемы государственного или муниципального заказа на подготовку обучающихся, но и от нормативов финансирования этих учреждений.

Норматив финансирования на одного обучающегося может различаться по уровню управления на федеральный, региональный и местный. Определяющим нормативам является федеральный, поскольку он обеспечивает минимально допустимый уровень, остальные виды нормативов финансирования призваны дополнять федеральный норматив.

Муниципальные нормативы финансирования образовательных учреждений призваны обеспечить учет специфики образовательного учреждения, его климатическое и территориальное расположение, обеспечить достаточность покрытия текущих расходов на территории муниципального образования.

Планирование финансирования муниципальных учреждений образования основывается на бюджетных ассигнованиях, рассчитываемых в соответствии с установленным нормативом – минимальной стоимостью обучения одного обучающегося, включающей в себя:

  • во-первых, расходы на заработную плату и связанные с ней отчисления педагогических работников;
  • во-вторых, компенсации книгоиздательской продукции;
  • в-третьих, обеспечение материальных затрат на частичной основе, в том случае если они обусловлены оказания образовательных услуг.

Планирование финансирования муниципальных образовательных учреждений не учитывает расходы на приобретение оборудования, проведение капитального и текущего ремонта, оплату коммунальных услуг, проведение оздоровительных и общезначимых мероприятий. Муниципальные образовательные учреждения наделены правом привлечения дополнительного финансирования на коммерческой основе. Объем этого финансирования не влияет на бюджетное финансирование муниципальных образовательных учреждений.

Понятие финансирования, принципы финансирования

Финансирование — обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. Финансирование государственных или муниципальных расходов — это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности), для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям. Финансирование осуществляется на основании определенных принципов. Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов: плановость; соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов; целевое направление средств; соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, государства, муниципальных образований; соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответствии с ним норм; безвозвратность и безвозмездность выделения средств; контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области. Выделяются два основных правовых режима финансирования в зависимости от особенностей использования средств субъектами: финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения; финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т.е. сметно-бюджетное финансирование. финансирование государственный образование расход.

Недостатки финансирования

Недостаток финансирования в сфере образования следует рассматривать с двух позиций: ·недостаток средств, выделяемых из государственного (или муниципального) бюджета, как количественную характеристику проблемы финансирования образования, т.е. собственно недостаток средств.

В этом смысле анализ проблемы финансирования образования должен охватывать обе эти характеристики: количественную и качественную, с тем чтобы определить не только (и даже не столько) размеры дефицита бюджетных ресурсов в сфере образования, сколько недостатки существующего механизма бюджетного финансирования, включая его организацию и институциональное оформление.

Система образования Российской Федерации является преимущественно государственной (государственно-муниципальной). Это означает, что основными ее элементами являются государственные или муниципальные образовательные учреждения. Их деятельность финансируется из соответствующих государственных — федерального и (или) региональных или муниципальных — бюджетов. Бюджетный процесс организован таким образом, что выделение бюджетных средств осуществляется строго в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета и на основании утвержденной сметы (т.е. исключительно в соответствии с планом).

Распределение ассигнований по экономическим статьям бюджетной классификации определяется в первую очередь необходимостью производить социально значимые выплаты работникам сферы образования заработную плату, включая разного рода доплаты и надбавки, стипендии и пособия студентам и учащимся.

В результате недостаточно финансируются статьи расходов, связанных с обеспечением собственно учебного процесса, содержанием материально-технической базы учебных заведений и их развитием.

Эффективность действующей системы финансирования образования в условиях дефицита бюджетных средств определяется, следующими факторами: ·распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации и соблюдение принципа их целевого использования (как его понимают финансовые органы) не позволяет осуществлять маневрирование ресурсами в зависимости от конкретных условий и для решения конкретных задач; ·ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств все больше превращается в необходимость обоснования перед финансовыми органами каждой траты этих средств, что сводит на нет законодательно установленную автономию и самостоятельность образовательных учреждений; ·действующая структура финансовых органов содержит множество промежуточных звеньев, замедляющих движение финансовых потоков; принятая процедура внесения изменений в смету (плановый документ) также затрудняет движение финансовых ресурсов. Заключение В последние годы бюджетное финансирование значительно сократилось. В связи с этим образовательные учреждения стали больше использовать внебюджетные источники финансирования.

Это имеет свои положительные и отрицательные стороны. Для исправления негативных последствий сложившейся ситуации правительство разработало Концепцию модернизации образования. Главной отрицательной чертой которой является значительное расходование средств на управленческие структуры, а не на образовательный процесс.

Для повышения эффективности и качества образования нужны более существенные финансовые и интеллектуальные инвестиции в тех, кто образовывается, и кто образовывает, т.е. прежде всего в учащихся и преподавателей. Но эта примитивная истина никак не представлена в реальных действиях правительства России.

Заключение

В последние годы бюджетное финансирование значительно сократилось. В связи с этим образовательные учреждения стали больше использовать внебюджетные источники финансирования. Это имеет свои положительные и отрицательные стороны. Для исправления негативных последствий сложившейся ситуации правительство разработало Концепцию модернизации образования. Главной отрицательной чертой которой является значительное расходование средств на управленческие структуры, а не на образовательный процесс. Для повышения эффективности и качества образования нужны более существенные финансовые и интеллектуальные инвестиции в тех, кто образовывается, и кто образовывает, т.е. прежде всего в учащихся и преподавателей. Но эта примитивная истина никак не представлена в реальных действиях правительства России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: