Социальные пособия в 2024: кто и сколько получит

Финансирование социальной защиты

Индексация социальных выплат

Объемы расходов на пенсионное обеспечение, даже несмотря на введенную в 2021 году единовременную выплату пенсионерам, увеличились на 3,75%. Связан рост с тем, что из-за скачков курса рубля годовая инфляция в России составила почти 12%, что оказалось существенно выше ожиданий начала 2021-го. Из-за этого государство, столкнувшись весной с резким ростом цен, было вынуждено с 1 июня проиндексировать на 10% страховые пенсии неработающим пенсионерам, а также прожиточный минимум и МРОТ (хотя до этого индексация данных показателей происходила и в январе). В результате, по данным Росстата, за 2022 год средний размер назначенных пенсий составил 17 825 рублей.

Надо сказать, что куда более высокими темпами рос минимальный размер оплаты труда – важный показатель, который не столько влияет на уровень зарплат (по данным на конец 2021 года зарплату на уровне МРОТ или ниже получали только 2,5% россиян), но и используется как индикатор для определения семей, нуждающихся в социальной поддержке. За 2022 год МРОТ вырос почти на 20%, и за начало 2023-го он был проиндексирован еще на 6,3%.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальная помощь

Социальная помощь  представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

  • социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Новые расходы: кризис и мобилизация

  • Открытие доступа к услугам государственных служб занятости для тех, кто не уволен, но переведен на неполный рабочий день или отправлен в неоплачиваемый отпуск, а также появление права у таких работников на временное трудоустройство в других фирмах.
  • Вывод доходов уволенных после 1 марта 2022 года из суммарных доходов семьи, учитываемых при расчете детский пособий и при заключении социального контракта.
  • гарантия заработной платы в размере не менее 195 тыс. рублей в месяц при неучете заработка мобилизованных при расчете детских пособий;
  • присвоение статуса ветерана боевых действий, дающего льготы при начислении пенсий, оплате ЖКУ, получении медицинской помощи, а также право на бесплатное профессиональное переобучение;
  • право на рассрочку при оплате налогов (кроме НДФЛ) и услуг ЖКХ;
  • сохранение занятости мобилизованных на время мобилизации и три месяца после демобилизации;
  • трудовые гарантии женам мобилизованных с детьми (запрет на командировки и ночную работу, преимущественное право на оставление на работе при сокращениях);
  • бесплатное санаторно-курортное лечение для военнослужащих и их семей.

Приоритетные направления модернизации финансового механизма системы социальной поддержки населения

В течение 2004 — 2005 гг. в результате всеобщего перехода к денежному наполнению мер социальной поддержки, пусть с опозданием, сбивчиво и противоречиво, всё же сформировался определенный механизм финансирования социальных выплат. Как неоднократно происходило в пореформенной России, многие шероховатости этого запущенного в работу финансового механизма пришлось устранять уже «на марше». Однако и ныне действующие подходы к финансированию социальных льгот еще нельзя считать совершенными.

Рассматривая возможности модернизации этого финансового механизма, выделим пять главных направлений повышения его эффективности, 1) Создание единой нормативной базы мер социальной поддержки. Для повышения эффективности действующего механизма финансирования социальных выплат первоначально необходимо сконцентрировать все прошлые и текущие решения о льготных выплатах гражданам России в единственном нормативном акте, сколь бы объёмным он ни был, В настоящее время действует широчайший спектр нормативных актов о льготах, только за последние 2 года их принято более 100 (см. приложение 1).

По вашему мнению, начиная с нового финансового года все последующие решения о создании новых льгот должны отражаться в указанном едином нормативном акте. Это мог бы быть Федеральный закон «Об утверждении Единого реестра социальных выплат» либо Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», в котором «Единый реестр социальных выплат» должен быть утвержден как приложение к Бюджетному кодексу РФ, Единый реестр социальных выплат представляет собой документ, который должен содержать: 1) номер льготы по порядку; 2) статус льготы и срок её действия; 3) размер ежемесячной денежной выплаты в рублях.

Размеры ежемесячных денежных выплат должны быть, с одной стороны, ощутимыми материально, с другой стороны, предположим, льготник-герой, однажды совершивший подвиг и не являющийся инвалидом, не должен навсегда отказываться от активной трудовой (предпринимательской, общественной) деятельности и жить на льготные выплаты.

На наш взгляд, следует поддержать решение российских законодателей о принятии в 2005 г. Федерального закона от 23 июля 2005 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».1 Так, раздел II названного федерального закона дополнен статьей 9.1 «Ежемесячная денежная выплата», в котором установлено:

1. Героям или полным кавалерам ордена Славы по их заявлению устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере 25000 рублей.

Граждане России, неоднократно удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, и полные кавалеры ордена Славы, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, имеют право на одну ежемесячную денежную выплату,,.

2. Ежемесячная денежная выплата выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ.

3. Ежемесячная денежная выплата осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

4. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации в порядке, установленном Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера базовой части трудовой пенсии.

5. Ежемесячная денежная выплата, предусмотренная настоящей статьей (9.1)? устанавливается и осуществляется независимо от предоставления Герою или полному кавалеру ордена Славы ежемесячной денежной выплаты в соответствии с другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Мы считаем, что каждая социальная выплата должна иметь ежемесячную регулярность денежной выплаты. Также мы полагаем, что надо принять за максимальный размер ежемесячных денежных выплат вышеуказанную сумму выплаты Герою или полному кавалеру ордена Славы. По всем остальным льготам ежемесячные денежные выплаты должны быть существенно ниже. Также следует одобрить решение законодателей о том, что в случае смерти (гибели) Героя или полного кавалера ордена Славы члены его семьи (вдова (вдовец), родители, дети в возрасте до 18 лет и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения) имеют право на ежемесячную денежную выплату и бесплатное медицинское обслуживание. При этом размер ежемесячной денежной выплаты каждому упомянутому члену семьи умершего (погибшего) Героя или полного кавалера ордена Славы определяется путем деления размера ежемесячной денежной выплаты, установленной Герою или полному кавалеру ордена Славы, на количество членов его семьи.

Дополнительные виды социального финансирования

Финансирование Фондов социальной поддержки граждан может расходоваться на дополнительные мероприятия по таким направлениям:

  • осуществление помощи в виде вещей первой необходимости (продукты питания, одежда, обувь, средства личной гигиены) по льготной стоимости или совершенно бесплатно;
  • предоставление социальных услуг и помощи в специализированных центрах или на дому;
  • предоставление бесплатного питания особо нуждающимся гражданам;
  • выдача дотаций на покупку медикаментов, протезных и ортопедических изделий, а также на оплату бытовых и коммунальных услуг;
  • обеспечение гражданам без определенного места жительства ночного проживания;
  • формирование собственных предприятий для увеличения пунктов социальной помощи;
  • помощь в предоставлении кредитов и прочие направления.

Помощь детям – новый приоритет

Однако с 2018 года государство стало оказывать более масштабную поддержку детям, живущим в бедных семьях. Объяснить данный поворот социальной политики можно тем, что помощь неблагополучным семьям с детьми разрешает сразу несколько проблем. С одной стороны, как отмечает доцент НИУ ВШЭ и МГУ им. М. В. Ломоносова Наталья Зубаревич, детская нагрузка является одним из предикторов высокого уровня бедности в регионе, а значит, помощь семьям с детьми с высокой вероятностью достигнет именно граждан с низким уровнем дохода. С другой стороны, выдача дополнительных пособий снизит издержки на появление в семье нового ребенка, что может, по задумке властей, привести к росту рождаемости (одной из долгосрочных целей российского правительства).

Текущий порядок помощи бедным семьям с детьми складывался из нескольких шагов. В 2018-м была введена дополнительная выплата для детей до трех лет, доходы семей которых не превышают 1,5 регионального прожиточного минимума (с 1 января 2020 года – двух прожиточных минимумов); размер выплаты зависит от регионального детского прожиточного минимума, в среднем на тот момент составлявшего около 10–12 тыс. рублей. Выплаты на первого ребенка производятся из регионального бюджета; на второго и последующего – из материнского капитала (если только ребенок не подпадает под выплату многодетным семьям).

С 2020 года были введены выплаты на детей от трех до семи лет включительно. Первоначально выплата составляла 50% от величины прожиточного минимума для детей, однако с января 2021 года ее размер стал варьироваться от доходов родителей: наименее состоятельные семьи могли получать и 100% от детского прожиточного минимума. С 2021 года аналогичная мера стала действовать и для неполных семей – если один из родителей умер или не выплачивает алиментов, то учитывается доход лишь оставшегося опекуна. Дальнейшее расширение поддержки произошло в 2022 году, когда одной из мер, направленных на помощь гражданам во время кризиса, стала выплата пособий уже на детей в возрасте с восьми до 17 лет. Увеличение социальной поддержки обошлось в 538 млрд рублей.

Свой финальный вид политика поддержки детей в бедных семьях получила в начале 2023 года, когда вместо нескольких разных пособий для разных возрастов была введена единая программа помощи. Условия получения пособия стали общими вне зависимости от возраста детей, а размер – варьироваться от уровня дохода семьи (50% от регионального детского прожиточного минимума в базовом случае, 75 или 100%, если меньшего пособия не хватает для увеличения доходов семьи до прожиточного минимума). Новеллой в данной программе служит то, что выплаты на второго и последующих детей идут из регионального бюджета – при этом семьи могут запросить и дополнительное пособие из материнского капитала.

Стоит заметить, что данная политика действует лишь на определенный сегмент граждан с крайне низким уровнем дохода. Процедура отбора семей под данную программу достаточно строгая – требуется, чтобы среднедушевой доход в семье не превышал прожиточного минимума, при этом у получателей пособий должна быть работа (или уважительная причина, по которой ее нет) и не должно быть дорогостоящего имущества (так, наличие нескольких машин в семье является основанием не выдавать пособие). По данным «Ведомостей», на 1 июля 2022 года под программу для детей от восьми до 17 лет попали лишь 1,9 млн участников, при этом 2,6 млн семей получили отказ в выплате пособия. По данным Минфина, основными причинами отказа стали либо слишком высокие доходы семьи (43% отказов), либо, наоборот, их полное отсутствие (27% отказов).

Из-за закрытия бюджетной статистики точно оценить расходы государства на данную программу нельзя. Однако, даже несмотря на ограниченное число получателей пособий, они уже составляют заметную часть государственных социальных трат. Так, по оценкам «Ведомостей», расходы на детские выплаты в 2022-м по планам Минфина в середине года должны были составить 538 млрд рублей (при общих тратах на социальную политику в консолидированном бюджете в 16 трлн). При этом, учитывая тот факт, что в 2022-м выплаты детям с восьми до 17 лет начислялись лишь последние восемь месяцев года, в 2023-м данная статья расходов станет еще более существенной.

Источники финансирования социальной защиты РФ

Источниками финансирования социальной защиты Российской Федерации являются внебюджетные социальные фонды государства: Пенсионный фонд, фонд социального страхования, Фонд занятости граждан, Фонд государственного медицинского страхования.

Определение 1

Фонд социального страхования РФ – это специализированная финансово-кредитная организация при государственном правительстве Российской Федерации.

Замечание 1

Основная задача данного фонда – это обеспечение пособий, которые гарантированы государством, по временной утрате трудоспособности, беременности и родам, при рождении детей, выплаты по уходу за ребенком от рождения и до достижения 1,5 лет, выплаты на санаторно-курортное лечение и оздоровительные мероприятия для сотрудников организации и членов их семей.

Пенсионный фонд Российской Федерации основан с целью управления финансами пенсионного обеспечения на государственном уровне. Пенсионный фонд – это самостоятельное государственное учреждение, который не находится в ведении правительства РФ.

Целевые средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет следующих поступлений:

  • страховые взносы работодателей;
  • страховые взносы граждан, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность;
  • страховые взносы других категорий населения, которые официально трудоустроены;
  • ассигнования из федерального бюджета и иные платежи.

Определение 2

Фонд занятости населения – это государственный внебюджетный Фонд РФ, который предназначен для финансирования мероприятий и проектов, что связаны с реализацией и разработкой государственной политики занятости граждан.

Данный Фонд не является юридическим лицом и находится в распоряжении учреждений службы занятости. Бюджет Фонда занятости может формироваться за счет следующих целевых поступлений:

  • обязательные страховые взносы работодателей;
  • обязательные страховые взносы работников, которые оформлены официально;
  • ассигнования из федерального бюджета государства.

Фонд занятости финансирует социальные мероприятия по профориентации, по переподготовке безработных граждан, организация общественных работ, выплата социальных пособий и компенсаций по безработице, оказание материальной и другой финансовой помощи.

Фонд социального медицинского страхования образован из системы фондов обязательного медстрахования, которые состоят из территориального и федерального Фондов медицинского страхования в субъектах Российской Федерации. Данные фонды созданы для реализации социальной политики в сфере медицинского страхования.

Определение 3

Фонд социальной поддержки населения – это основной источник финансовых средств для реализации деятельности, которая направлена на социальною защиту и обеспечение населения РФ.

Данные организации являются самостоятельными независимыми и созданы для формирования материальных источников социальной помощи и обеспечения нуждающихся слоев населения, а также оказание адресной защиты малообеспеченным гражданам.

Основные направления расходования денежных средств с Фонда социальной поддержки населения определяются министерством труда и социального развития. На территории Российской Федерации учреждения социальной защиты действуют под руководством и контролем органов социальной защиты граждан и органов исполнительной власти.

Право получить материальную помощь из Фондов социальной поддержки имеют пенсионеры, люди с различными группами инвалидности, нетрудоспособные граждане, иждивенцы, а также те нуждающиеся лица, совокупный доход которых не превышает прожиточный минимум на региональном уровне.

Рисунок 1. Структура социального обеспечения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Резюме

  • После пандемии как развитые, так и развивающиеся страны мира, за исключением Китая, проводят бюджетную консолидацию, то есть приводят расходы бюджета в соответствие с доходами. При этом во многих странах поддержка системы здравоохранения и социальная помощь гражданам остаются приоритетами, расходы сокращаются по другим статьям. Китай же, в отличие от большинства других стран расширяет антикризисные меры поддержки в рамках программы борьбы с коронавирусом и последствиями пандемии. В развитых экономиках в 2022 году были запущены фискальные меры поддержки населения в условиях энергетического кризиса и инфляции.
  • В России существенная часть антиковидных социальных мер была отменена, но в 2022 году появились меры поддержки мобилизованных и их семей, расходы на которые будут сохраняться на высоком уровне даже после демобилизации.
  • В 2022 году социальные расходы в России увеличивались за счет индексации социальных выплат в условиях высокой инфляции, но полностью компенсировать рост цен правительству не удалось.
  • Один из главных трендов российской социальной политики в 2020-е – рост поддержки семей с детьми. С 2023 года вводится система единых семейных пособий – такие социальные выплаты направлены на наименее обеспеченные слои населения и для самых малообеспеченных семей полностью компенсируют потери от роста цен в 2022-м.

Выводы

Социальная защита — это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита — это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: