Совершенствование законодательства о вфк и вфа: вопросы и решения

Разработка информационно-аналитической системы государственного контроля федерального бюджета

Новые приоритеты

Председатель Счетной палаты РФ С. В. Степашин на пленарном заседании Государственной думы 26 января 2011 года отметил роль органов финансового контроля как элемента обратной связи между обществом и властью. Аналогичная линия развития прослеживается в Программе Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, где выделен целый ряд мер, призванных построить действенную систему финансового контроля в условиях внедрения программного бюджета. Особое значение придается построению единой и целостной системы внутреннего и внешнего контроля одновременно с усилением степени ответственности органов государственной власти за конечные результаты их деятельности.

Действующие региональные системы государственного (муниципального) финансового контроля в подавляющем большинстве случаев потребуют довольно серьезного реформирования для адаптации к новым условиям. На повестку дня встает вопрос проверки конечных результатов в количественных и качественных показателях выполнения государственных (муниципальных) заданий, а также контроля обоснованности расчетов нормативных затрат. Ожидаемое системное реформирование в первую очередь затронет финансовые органы, органы внутреннего контроля главных распорядителей, а также органы муниципального финансового контроля. Вопросы регламентации контрольной деятельности также потребуют значительного совершенствования.

Ряд положений IX главы указанной программы Правительства РФ невыполнимы без внесения корректировок в федеральное законодательство. Однако развитию системы внутреннего контроля на региональном уровне ничто не препятствует и в целом ряде субъектов в рамках региональных целевых программ уже запланированы мероприятия по системному реформированию внутреннего финансового контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств. Эти мероприятия обязательно включают в себя оказание методической помощи ГРБС, органам местного самоуправления и построение эффективного взаимодействия между органами государственного (муниципального) финансового контроля. Для этого необходим единый информационно-методологический центр или, иначе говоря, системный регулятор, имеющий соответствующие полномочия, методологическую базу и инструменты информационно-технологического обеспечения процессов.

Современные тренды однозначно указывают направление построения государственной информационно-аналитической системы регионального финансового контроля, в которую должен входить и финансовый орган как главный источник информации о контролируемых объектах. Система должна быть централизованной, автоматизация в этой сфере больше не может носить точечный характер.

Компания «Кейсистемс» предлагает собственное готовое и апробированное решение, обеспечивающее надлежащий масштаб работы и реализацию системного подхода к проблеме. Последняя разработка в серии продуктов для контрольных органов, комплекс «Ревизор-КС», обеспечивает региональный финансовый или иной уполномоченный орган эффективными инструментами для систематизации контрольной работы и учета контрольных мероприятий всех контролирующих органов в единой базе данных. Основная идея комплекса «Ревизор-КС» — это создание единого регионального информационного пространства финансового контроля.

Бюджетные нарушения.

В статье 306.2 БК РФ говорится, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения может применяться не только финансовыми органами и органами Федерального казначейства, но и органами управления государственными внебюджетными фондами. Напомним, что бюджетная мера принуждения применяется на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Законопроектом уточнено, что под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, содержащий основания для применения к объекту контроля бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления и использования (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или с нарушением обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении средств из бюджета, либо суммы средств, использованных не по целевому назначению, по каждому основанию для применения бюджетных мер принуждения.

Согласно новой редакции ст. 306.3 БК РФ финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами принимают решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении, их отмене или решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения в случаях и порядке, установленных Правительством РФ, а также направляют решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении (отмене) Федеральному казначейству (финансовым органам субъектов РФ или муниципальных образований), копии соответствующих решений органам государственного (муниципального) финансового контроля и объектам контроля.

Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) исполняет решение о применении бюджетных мер принуждения (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), в установленном финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом порядке исполнения решений о применении бюджетных мер принуждения.

Уточнения коснулись и отдельных положений ст. 306.4, 306.8 БК РФ. 

Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193. 

Разграничение полномочий

«Ревизор-КС» позволяет четко разграничить полномочия между органами исполнительной власти и выстроить вертикальное разграничение между субъектом и муниципальными образованиями, в том числе в части контроля за соблюдением целей и условий получения межбюджетных трансфертов. В этой части, например, применяются такие инструменты, как сводный план контрольной работы, появляется возможность более эффективно организовать совместные проверки.

В итоге, даже без увеличения общей штатной численности, более рационально планируется работа и распределяется нагрузка на контрольные органы, повышается доля проверяемых средств в общем объеме финансового обеспечения.

Литература

1. Амелин Р.В. Правовой режим государственных информационных систем: Монография / Р.В. Амелин; под. ред. С.Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, 2016. 337 с.

2. Амелин Р.В. Правовые отношения в сфере создания и использования информационных систем / Р.В. Амелин // Административное и муниципальное право. 2017. N 9. С. 32 — 49.

3. Даннинг А.А. К вопросу о правовом режиме государственной информационной системы в проекте новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации / А.А. Даннинг // Финансовое право. 2017. N 12. С. 22 — 24.

4. Контроль в финансово-бюджетной сфере: Научно-практическое пособие / Отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: Юридическая фирма «Контракт», 2016. 317 с.

5. Поветкина Н.А. Интегрированные информационные системы управления публичными финансами в обеспечении прозрачности бюджетной системы Российской Федерации / Н.А. Поветкина, Е.В. Хазова // Журнал российского права. 2014. N 9. С. 11 — 17.

6. Поветкина Н.А. Правовая форма интеграции информационных систем и информационных технологий в сферу публичных финансов / Н.А. Поветкина // Журнал российского права. 2018. N 5. С. 96 — 112.

7. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения: Монография / Н.А. Поветкина; под. ред. И.И. Кучерова. М.: Контракт, ИЗиСП, 2016. 344 с.

8. Правовое пространство и человек: Монография / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, Е.В. Пуляева, Н.И. Хлуденева. М.: Юриспруденция, 2012. 240 с.

9. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности / Т.Я. Хабриева, Н.Н. Черногор // Журнал российского права. 2018. N 1. С. 85 — 102.

СЗ РФ. 2017. N 32. Ст. 5138.

СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2901.

Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. N 1. С. 85 — 102.

СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/12/main/01_-_NRBK.pdf.

См. подробнее: Амелин Р.В. Правовые отношения в сфере создания и использования информационных систем // Административное и муниципальное право. 2017. N 9. С. 32 — 49.

См. подробнее: Амелин Р.В. Правовой режим государственных информационных систем: Монография / Под. ред. С.Е. Чаннова. М., 2016.

Даннинг А.А. К вопросу о правовом режиме государственной информационной системы в проекте новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации // Финансовое право. 2017. N 12. С. 22 — 24.

См. подробнее: Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения: Монография / Под. ред. И.И. Кучерова. М., 2016.

Примечание автора: в данном контексте речь не идет только об информации, охраняемой государственной тайной. Автором предлагается закрепление принципа, устанавливающего четкое разграничение информации, доступной всем заинтересованным лицам, и информации, которая носит служебный характер и доступна в зависимости от объема полномочий субъекта информационной системы в сфере управления общественными финансами.

Поветкина Н.А. Правовая форма интеграции информационных систем и информационных технологий в сферу публичных финансов // Журнал российского права. 2018. N 5. С. 96 — 112.

См.: Контроль в финансово-бюджетной сфере: Научно-практическое пособие / Отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М., 2016. С. 61 — 63.

См.: Поветкина Н.А., Хазова Е.В. Интегрированные информационные системы управления публичными финансами в обеспечении прозрачности бюджетной системы Российской Федерации // ЖРП. 2014. N 9. С. 11 — 17.

СЗ РФ. 2011. N 31. Ст. 4773.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. N 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление» // СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 101.

См. подробнее: Положение о государственной информационно-аналитической системе контрольно-счетных органов Российской Федерации (утв. Приказом Председателя Счетной палаты Российской Федерации от 10 октября 2011 г. N 100).

Связанные статьи:

  • Электронный бюджет — инструмент цифровых технологий в бюджетных правоотношениях (79.5%)
  • Понятие цифрового бюджета по российскому законодательству (79.5%)
  • Обеспечение публичных интересов государства в товарах, работах, услугах в период реализации стратегии развития информационного общества (50%)
  • Финансовый рынок в условиях развития цифровой экономики (финансово-правовой аспект) (50%)
  • Актуальные вопросы правового обеспечения антимонопольной политики на цифровых финансовых рынках (50%)
  • Цифровые технологии в энергетике (RANDOM — 5.7%)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: